Александр Дугин: Теперь наш враг больше внутренний, чем внешний
В Послании президента Владимира Путина от 1 декабря 2016 года наблюдается смещение акцентов с внешней политики на внутреннюю. Во многом за счет того, что к власти в США пришел Дональд Трамп – с ним нет смысла воевать, с ним можно поддерживать здоровую конкуренцию. Об этом рассказал философ, главный редактор телеканала Царьград Александр Дугин в программе "Наша точка зрения".
Разрядка и "бешеные псы"
В Послании президента Владимира Путина от 1 декабря 2016 года наблюдается перенос акцента с внешней политики на внутреннюю - этим оно значительно отличается от прошлогоднего.
"Я думаю, что при безусловной разрядке, связанной с выборами Трампа, эта разрядка затронет не только российско-американские отношения, но и российско-европейские отношения, и американо-европейские отношения. Весь мир почувствует некоторое облегчение, поскольку с Трампом все становится прозрачно", - отметил Дугин.
Таким образом, в США появляются фундаментальные, понятные политики, которые хотят сделать Америку снова великой - и всем остальным предлагается с этим смириться и идти, в общем, если угодно, тем же путем.
"Это своеобразная разрядка. Просто меньше лжи, меньше двойных стандартов", - отметил философ.
Дугин напомнил, что Трамп избрал новой главой Пентагона Джеймса Мэттиса по прозвищу "Бешеный пес". Сказали: вот гуманист, сторонник детей там, как бы новых социальных ценностей. "В Америке "бешеный пес" - это, видимо, хорошо. Соответственно, он не стесняется этого, и ему плевать, как подумает Европа, что подумает Азия. "Бешеный пес" - и отлично, - сказал Дугин, - Поэтому и Путин обращается к себе, к своему народу, к своим. И говорит: ребята, давайте, вот если у них "бешеные псы", то у нас Лосев, у нас Бердяев, у нас Ильин". Напомним, что Путин в своем Послании процитировал Лосева – президент и ранее неоднократно обращался к отечественной философии.
Лосева в каждый дом
Философ напомнил, что Ильин – это мысль "жестко, консервативно-монархическая, националистическая, если угодно". Ильин, в отличие, например, от евразийцев, или просто консерваторов, был именно националистом. "В хороших или плохих сторонах, это просто русский монархический крайне "правый" националист, такой русский Эвола. Поэтому и то, что к нему неоднократно обращался Путин, сейчас к нему, наверное, будет обращаться еще более спокойно. Если им все можно, то и нам все можно".
С другой стороны, продолжает Дугин, Лосев – это русский античник, платоник. Тот, кто глубже всего, может, в XX веке в русском контексте показал важнейшее значение греко-римской культуры для нас. "Греция - это последняя весточка от классической русской культуры нам. Соответственно, упоминание Лосева очень важно. То есть не заигрывайтесь с простыми решениями, хочет сказать нам Путин. Мы платоники, мы греки, мы наследники великой византийской, а до этого еще греческой философии. Это часть нашего образования. Поэтому возвращаемся к классическому образованию, и, соответственно, Лосева в каждый дом".
А Бердяев – это новое средневековье. Это тоже наш ответ. То есть нам модерн не близок, никогда не был близок, продолжает Дугин. Современность оказалась дорогим экспериментом, "с современностью давайте немножко прощаться, завязывать, обращается к нам Путин в этом Послании".
"Путин всех предупредил: коллеги, обращаем внимание на себя, на свою собственную идентичность, на нашу классику. Обращаемся к себе. И без этого ни экономических, ни социальных, ни политических вопросов мы не решим. По крайней мере, я так понял Послание нашего президента", - отметил Дугин.
Внутренняя политика: сделать Россию снова великой
Перед нами тот полицентричный мир, который, благодаря Трампу, приблизился практически вплотную, отметил философ. Трамп – это позитивная конкуренция. "Сейчас надо давать сделать Россию снова великой в полном смысле. И конкурент уже наступает на пятки. Поэтому нам надо сейчас догнать и обогнать Трампа. Или, скорее, даже Трамп сейчас должен будет обгонять Путина, создавая ему конкурентную среду. И, соответственно, терпеть то как бы безобразие, которое было оправданно частично противостоянием с глобалистской стратегией американского "Болота", уже дальше не получится. Соответственно, надо браться за свой собственный дом", - прокомментировал Дугин акцент Путина на внутренней политике.
Отношение Путина к Западу поменялось
Когда говорят, что Путин обуздал свою "антизападную риторику", он ее обуздал, потому что Запад обуздал сам себя, считает Дугин. Потому что, во-первых, этой риторики не было. "Обратите внимание, предвыборная программа Клинтон и предвыборная программа Трампа. И если там все повернулось на 180 градусов, то поменялось отношение и Путина к Западу. Действительно, поменялось".
Если нет внешней угрозы, то многие вещи, на которые мы закрывали глаза, сейчас на них глаза закрыть не удастся, сказал философ. А у нас очень много таких вещей, реально очень много таких вещей. И Путин как раз предлагает ими заняться – это борьба с внутренними пороками, с нашими недостатками, с нашими недоработками, действительно, с чудовищным положением в некоторых частях нашей жизни. "В том же образовании. Там же просто кошмар. Кошмар, который устроили либералы", - привел пример он.
"Сейчас очень интересный момент. Вот, действительно, патриотизм в каких-то случаях помогал нам закрыть глаза на реальные недостатки. При Трампе это больше не пройдет… То есть Путин призвал к определенного рода критичности. В условиях ведения боевых действий, если угодно, критичность неуместна. Согласитесь, это нож в спину, это предательство".
Он напомнил, что ранее огромное количество бюрократов, приспособленцев, коррупционеров приспособились к этой новой "холодной войне".
Наш враг становится в меньшей степени внешним, а в большей степени внутренним, резюмировал Дугин.
Путин одинок
"Я думаю, что Путин чрезвычайно одинок… Он окружен абсолютно случайными персонажами. И отсюда гетерогенность. Не гомогенность, а гетерогенность нашей политической системы, - считает Дугин, - И он знает, или представляет, что ему надо делать, старается. У него есть курс, у него есть какая-то внутренняя логика. Но он чрезвычайно одинок".
По оценке Дугина, у Путина есть представление о реальности. "Но я не вижу, что это команда собирается… Он говорит: у нас вечность. У нас, у русских, конечно, вечность, у нашей страны вечность. Но все имеет конец. И это хрупкость этой системы. Путин, конечно, как бы определенным образом чудо, историческое чудо, что он такой. Ничего его не предвещало, и все шло в другом направлении. Он появился, как-то вот он образовался, и все пошло более или менее. Но, на самом деле, командного духа не видно ни в чем", - сказал Дугин.
Проблема в том, что нет институционализации Путина, пояснил Дугин. "Путин один, он есть. Всё. Следующий, когда вот мы говорим: а кто следующий? Следующий ноль – пустота – пустырь, какой-то мусор гоняет, бумаги старые газетные, ветром несомые. И всё. А дальше уже, как правительство пошло, сидящий Улюкаев, которого упомянули еще как члена команды. Но он уже экс-член команды. Другие посаженные, или еще не посаженные, изгнанные, или еще не изгнанные, поставленные на место, или еще продолжающие занимать чье-то совершенно не свое место".
"То есть на самом деле, система – она производит впечатление массивное, бюрократическое, но очень хаотичное, с точки зрения функционала. Это не функциональная группа. Это мой взгляд. И вот сейчас это обнажается. Когда мы ведем войну, вообще не важно, с кем вести. Это может быть человек, который только что освободился из мест заключения, маньяк, психически неуравновешенный человек. Но если он воюет с нашей стороны, может быть, иногда на войне такие нужны. Снайперы, разведчики. Но когда мы начинаем строить что-то или обустраивать нашу ситуацию более спокойно и пристально, то с этими маньяками, вольноотпущенниками, с этими отбросами 90-х мы далеко не уйдем", - заключил Дугин.