Башни Кремля вошли в клинч по Украине: "Пробная жертва" уже появилась
Скандальный персонаж
Биография Татьяны Николаевны весьма типична для участника украинского политического процесса. Уроженка Керчи, выпускница юрфака Московского государственного университета, проходившая практику в легендарном Московском уголовном розыске. Казалось бы, идеальные задатки для успешной карьеры по специальности. Вышло двояко. После учёбы Монтян* вернулась в Киев и начала адвокатскую практику, прежде всего по уголовным делам.
В 2001 году защищала активистов украинской неонацистской организации УНА-УНСО**, которых тогда преследовали власти за проведение кампании "Украина без Кучмы". Структура, мягко говоря, одиозная. Её боевики принимали участие в Чеченской войне на стороне террористов задолго до того, как у Москвы появились хоть какие-то претензии к Киеву. Впрочем, здесь можно парировать: это работа адвоката. Защитник берётся за дело не потому, что испытывает к подсудимому симпатию. Такова специфика профессии, адвокат встаёт на сторону закона, даже если его нормы оборачиваются в пользу откровенных негодяев.
Но участие в оранжевой революции 2004 года — совсем другое дело. Монтян* встала на сторону Виктора Ющенко, организовывала деятельность гражданской кампании "Пора!", причём вместе с такими нелицеприятными персонажами, как Владимир Вятрович (будущий глава Института национальной памяти Украины, ответственный за "деколонизацию" и "дерусификацию"). Затем рьяно отстаивала "права" содомитов и призывала их чаще делать камингауты, то есть рассказывать о собственных психических девиациях на публике.
События же Евромайдана Татьяна Николаевна оценила иначе, чем переворот 2004-го. Не оправдывая коррумпированный режим Виктора Януковича, она резко негативно отзывалась об участниках государственного переворота, прилепив к ним определение "хунтята". Пыталась наладить общественный диалог между Украиной и восставшим Донбассом. Посещала города Донецкой и Луганской народных республик, способствовала освобождению украинских военнопленных, призывала киевские власти прекратить боевые действия. За что неизбежно последовали репрессии и вынужденная эмиграция.
Перебравшись из Киева, Монтян* получила гражданство России, заняла более чёткую антибандеровскую позицию. А с началом специальной военной операции полностью солидаризировалась с действиями русской армии. Даже организовала сборы на нужды Вооружённых сил России.
Игры элит?
Татьяна Николаевна перенесла из Киева традиционные черты украинской общественно-политической жизни. Ключевое — это, конечно же, склочность. Монтян* вступила в жёсткий клинч с Владимиром Соловьёвым, разругалась со многими коллегами по несчастью из политической эмиграции. И всё же вряд ли добавление в список террористов и экстремистов (!) Росфинмониторинга можно связать исключительно с внутренними журналистскими или активистскими склоками. Важно понимать, кого представляет Татьяна Монтян* в информационном поле. А это, по слухам, та самая эмиграция, с которой плотно взаимодействовал ушедший в отставку экс-заместитель главы Администрации президента России Дмитрий Козак. Сейчас постсоветское пространство начал курировать первый замглавы АП Сергей Кириенко.
Судачат о том, что позиции эмигрировавших прежнего лидера политсовета "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктора Медведчука и харьковского олигарха Сергея Курченко несколько пошатнулись. Модель создания "хорошей Украины" не воспринимается в качестве рабочего варианта в Кремле. Тупиковость переговорного процесса свидетельствует о неизбежном военном решении вопроса — без опоры на "украинскую партию". Свои активы она спустила ещё в 2022 году, когда не смогла обеспечить раскола элит и масштабной общественной поддержки СВО внутри украинского общества. А значит, опираться нужно на кого-то другого, предварительно лишив медийного инструментария "бывших людей".
Монтян* — именно такой информационный рычаг. Теперь ей грозит лишение паспорта гражданина России, уголовное дело и… либо посадка в тюрьму, либо полное прекращение публичной деятельности, либо эмиграция в третью страну, которая не выдаст её в лапы киевского кривосудия. Вероятно, в Турецкую Республику.
Мнения по поводу будничной "репрессии" разделились. Кто-то говорит, что склочная журналистка перешла все черты, будоражила общественное мнение эпатажными заявлениями и пыталась перенести на русскую почву худшие черты украинской политической "культуры". Появились даже намёки на сохранившиеся контакты Монтян* с киевскими властями. Анатолий Шарий, с которым у Татьяны Николаевны давнишние жёсткие контры, указал на затухшее возбуждение уголовки в 2023 году. Украинские "правоохранители" не завели дела ни о госизмене, ни по призывам к насильственному свержению государственной власти. Хотя Монтян* открыто бросила вызов киевскому режиму.
Моё отношение к Тетяне Монтян* известно. Украинствующий адвокат УНА-УНСОвцев**, айдаровцев**, меджлисовцев** и прочих террористов… Я б её вообще в Россию не пускал. Но, как говорится, это было до, и раз пустили, приняли, приглашали на форумы и в кабинеты, завели на гуманитарную тему и вопросов о прошлом не возникало, то, будьте любезны, сразу предъявить, за что такое страшное и очевидное Монтян* признана именно сейчас террористкой и экстремисткой… Явно же не за старые грехи. Иначе люди уже иронизируют над статусом, и хуже — шепчутся, мол, "оболгали", "заказали", "какой пример [украинцам], выбравшим Россию",
— отмечает политолог Иван Скориков.
Что с того?
Как бы то ни было, если предположения о конфликте внутри элит верны, мы увидим новых фигурантов реестра иностранных агентов, списка террористов и экстремистов Росфинмониторинга, новые уголовные дела и информационные кампании в Telegram-сегменте. Успехи Вооружённых сил России на фронтах специальной военной операции делают перспективу возвращения большей части Украины под контроль Москвы всё более реалистичной. А значит, схватка за "место под солнцем" также будет нарастать. Ведь управлять возвращёнными территориями надо, а у эмигрантов есть огромное желание не просто вернуть утраченные позиции, но и занять жёрдочку повыше.
* Внесена в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
** Организация признана террористической и запрещена на территории России.