Бастрыкин объявил "спецоперацию" внутри России. Диаспоры хватаются за голову
Центральной темой выступления главы СКР Александра Бастрыкина на Петербургском международном юридическом форуме ожидаемо стала проблема преступности среди мигрантов. И не потому, что с другими видами криминала всё уже в порядке. Нет. Просто статистка, которой он оперирует, говорит сама за себя: число преступлений, совершённых иностранцами, растёт как на дрожжах. Причём большинство статей УК – "тяжёлые": изнасилования (в том числе малолетних), экстремизм, наркотики, терроризм:
По итогам января-марта 2025 года отмечается рост на 15% числа преступлений, совершённых иностранными гражданами, с 10 791 до 12 440. Растёт террористическая активность мигрантов. В первом квартале 2025 года совершено в 2,7 раза больше преступлений террористической направленности,
– отметил глава СК.
Между тем есть и другие интересные цифры от председателя Следственного комитета. Из-за массовых депортаций нелегалов (а в прошлом году выдворили 190 тысяч приезжих) в Таджикистане, например, на треть выросло число тяжких преступлений.
Причём эти данные приводит Агентство по статистике при президенте Таджикистана. Ведомство указывает, что взлетело количество грабежей (43,8%) и случаев мошенничества (38,2%). Преступления, связанные с наркотиками, участились на 22,1%, а причинение тяжких телесных повреждений – на 10,7%. То есть получается, что к нам едут заведомо криминальные элементы, и когда таких гостей разворачивают на 180 градусов, они ухудшают статистику дома.
То есть те, кого мы вытеснили на историческую родину, совершают там преступления. О чём это говорит? К нам идёт криминал. Факт остаётся фактом – к нам едут будущие уголовные преступники. Они нам нужны? Конечно нет,
– подчеркнул глава Следкома.
Не удивительно, что рядовые следователи любого районного СК буквально по горло завалены делами, связанными с мигрантами.
Бастрыкин подчёркивает, что пришлось даже создавать в Центральном аппарате и в территориальных управлениях специальные группы и отделы по расследованию криминала с участием приезжих. Нагрузка колоссальная, и снизить количество преступлений можно лишь, во-первых, сократив число приезжих, во-вторых, установив за ними жёсткий контроль.
Необходимо введение обязательной биометрической регистрации всех мигрантов, въезжающих в страну,
– сказал Бастрыкин.
Биометрия и тотальный контроль
И здесь заметим, что за относительно небольшие деньги можно купить информацию о любом гражданине России. Самые разные базы данных регулярно взламываются и потом продаются в "даркнете", чем с удовольствием пользуется "служба безопасности вашего банка". И на этом фоне силовикам в России порой вообще ничего не известно о мигранте, который въезжает в нашу страну. О том, что он, например, на родине был осуждён за педофилию, силовики в России узнают уже постфактум, когда такой человек совершит нечто подобное у нас.
Нам обязательно нужен полный цифровой профиль мигранта – фото, биометрия, основные данные, полная информация о проблемах с законом, места работы. Чтобы "клиент" опознавался в один клик мышкой и после загрузки первого же изображения. У нас огромная автоматизированная база лиц своих граждан. При этом на приезжих таких баз нет. Любое пересечение иностранцем границы РФ возможно только с созданием на него максимально полного цифрового профиля – и никак иначе,
– отметил публицист Егор Холмогоров.
Впрочем, подобная мера уже применяется, правда, пока – только в виде эксперимента и далеко не везде. В частности, на днях принят закон, согласно которому в Москве и Московской области начинают работать дополнительные механизмы контроля и учёта мигрантов:
- обязательная регистрация по месту нахождения;
- дактилоскопия;
- биометрическое фотографирование;
- мониторинг геолокации абонентских устройств.
То есть реализуется то, о чём Царьград пишет и говорит годами. Если эксперимент в столичном регионе, куда въезжают миллионы мигрантов, покажет свою эффективность, то, возможно, его распространят на всю страну. Однако это лишь капля в море тех мер, которые должны приниматься. По словам доктора политических наук Андрея Пинчука, необходимо установить ответственность не только самого мигранта-нарушителя, но и тех, благодаря кому он приехал в Россию.
Пока отсутствуют меры юридической ответственности работодателя, который должен нести ответственность за мигранта. Отсутствует ответственность общин и так называемых диаспор, которые должны нести коллективную юридическую ответственность за проделки своего актива. Отсутствует формат первичного фильтра в их странах нахождения и ответственные за это,
– отметил эксперт.
Об этом же говорил и Бастрыкин. По его словам, сегодня даже выдворение мигранта из страны происходит за счёт бюджета. То есть за наши с вами деньги.
Жильё, страхование, медицинское обслуживание, обязательно заключение контракта – не просто заехал, получил патенты, пошёл неизвестно куда, а заключение контракта с конкретной организацией, с определением вида деятельности и срока работы на территории России. Контракт заключать не более чем на год, и по окончании трудового соглашения он убывает к себе на родину. Самое главное, никаких жён, мужей, бабушек, дедушек и детей. Он приезжает сюда работать, и пускай всё это оплачивает предприниматель,
– сказал руководитель СК.
Реестр мигрантов-нарушителей
Как только мигранта отключат от "социальных благ" и закроют возможность без особых проблем получить гражданство, интерес приезжать в Россию у выходцев из Средней Азии резко снизится. Примерно такая схема реализована в арабских монархиях – и работает она как часы. Например, 88% населения ОАЭ – это мигранты: пакистанцы, индусы, филиппинцы и так далее. Преступления среди них минимальны, потому что действуют жёсткие законы. За любой даже "невинный" проступок (например, мигрант сфотографировал девушку без разрешения) – депортация за счёт работодателя и пожизненный запрет на въезд. Прибыть по паспорту дяди, друга или брата не получится – работает биометрия.
К слову, интересно, что меры по мигрантам внезапно стали принимать и в Узбекистане. Там запустили Реестр ненадёжных мигрантов, но есть нюанс – он станет работать против уже депортированных соотечественников. Их лишат возможности получить новые загранпаспорта в течение двух лет.
Согласно данному постановлению, с 1 сентября 2025 года Миграционное агентство при кабинете министров будет вести учёт сведений о гражданах, депортированных за нарушение законодательства иностранных государств, а также совершивших действия, наносящие ущерб международному авторитету и репутации Узбекистана. Данные будут обрабатываться через Единую электронную базу данных миграционных процессов,
– отмечается в ТГ-канале Главного миграционного агентства Узбекистана.
В ходе встречи с главой СК подняли и тему появления в России некоего параллельного законодательства, работающего по законам шариата. Член СПЧ Кирилл Кабанов заявил, что эта проблема напрямую связана с созданием этнических анклавов.
До сих пор в законодательстве России нет понятия "этнический анклав". При этом все документы для этого разработаны, осталось только принять. Слишком много лоббистов, которые не хотят эту тему поднимать вообще,
– объяснил Кабанов законодательную проволочку.
Кстати, ещё одна проволочка такого рода – это отсутствие решений по лишению гражданства людей, которые получили русские паспорта незаконно. Кабанов подчёркивает, что в России возбудили более 900 уголовных дел против полицейских и чиновников, помогавших мигрантам легализоваться, но, по его словам, никто из приезжих, получивших де-факто и де-юре незаконный паспорт, не лишился его.
Отметим, что, несмотря на усилия "покровителей мигрантов", власть постепенно начинает наводить порядок в миграционном законодательстве. Новые законы уже приносят плоды. Например, стало известно, что к экзамену на знание русского языка не допустили 81% детей мигрантов, не сумевших сдать тестирование. Если дети мигрантов "завалят" тест на знание русского языка, то смогут попробовать ещё раз, но третьей попытки не будет – данные передадут в МВД. Они примут меры. Пока без уточнения, какие именно, но логичной была бы депортация семей на родину. Зачем в России сотни тысяч ничем не занятых подростков, которые не получают образования и быстро криминализируются в своих анклавах?
Что с того?
Ещё один важный момент, на который обратил внимание председатель Следственного комитета, – радикализация миграционной среды. Среди мигрантов много тех, заметил он, кто не стремится интегрироваться в наше общество:
Въезд на территорию России приверженцев радикальных течений ислама с целью распространения террористических идей среди соотечественников, их вербовка, подготовка совершения терактов нарастает.
При этом удивительное дело, но на его вопрос к чиновникам, которые лоббируют завоз мигрантов, "объяснить, сколько нам действительно надо завезти иностранной рабочей силы", – никто толком ответить не может.
Прошло уже больше года, ответа так и нет. Никто не может объяснить, ни вице-премьер, ни министр экономики, сколько действительно, наверное, надо. Мы этого не отрицаем, но объясните, граждане России. В прошлом году мне сказали, я вам тогда сказал, 400 тысяч мне сказали надо завезти, но вы же миллионы, а где остальные?
– задался вопросом Бастрыкин.
Действительно. Хотелось бы услышать чёткие, подтверждённые реальными аргументами цифры. И тогда уже исходить "из реалий на земле". И продолжать ужесточение миграционного законодательства. С одновременной борьбой с теми, кто зарабатывает миллиарды на ввозе приезжих, но не думает при этом о главном – безопасности государства.