Безнаказанно издеваться над русским горем больше нельзя? Хроника одного возмездия
Теракт, совершённый 22 марта в "Крокус Сити Холле", это не только чудовищное преступление, побуждающее задаться вопросом, имеют ли право совершившие такое именоваться людьми и могут ли они продолжать дышать одним воздухом с остальным человечеством.
Московская трагедия – это ещё и историческое событие мирового значения. А такие события имеют важное "побочное" свойство – благодаря им люди проявляют свои истинные качества, открывают подлинные лица не только близким и единомышленникам, но и всему миру. Следовательно, появляется возможность узнать о замаскированных негодяях и предателях – и наказать их.
Вашему вниманию предлагается хроника одного такого разоблачения.
Как "спасти" объект искусства, украв и продав его
Для полноты и красочности картины начнём с предыстории.
Жили-были в нашей стране два человека, встретились, поженились – и стали семьёй.
Он – Николай Конашенок, 1983 года рождения, выходец из Ленинграда, по профессии реставратор, по призванию, судя по фактам, любитель нажиться на чужом добре.
О таких склонностях Николая свидетельствует разразившийся летом 2021 года скандал. Тогда Конашенок незаконно пробрался в пустующую дачу в Зеленогорске (пригород Северной столицы), где снял с дореволюционной печи изразцы – а затем разместил на сайте объявлений информацию об их продаже за 120 тысяч рублей.
Местное сообщество любителей архитектуры и искусства забило тревогу, после чего Николай удалил объявление и попытался оправдаться. Мол, на этой самой даче он жил несколько лет в детстве, а теперь не мог спокойно наблюдать, как представляющая художественную ценность печь погибает в незаселённом доме.
На конкретные претензии, почему не обсудил вопрос сохранности изразцов с собственником дачи, отчего не привлёк к проблеме музейное сообщество и с какой стати попытался нажиться на чужом имуществе, Конашенок ответил невнятными отговорками и извинениями, которые, по его мнению, должны были избавить от всякой ответственности:
Я признаю, что моё решение о демонтаже печи на даче Масленникова было несколько импульсивным и непродуманным.
Удивительно – но, судя по информации СМИ, никаких последствий для фактически совершившего преступление реставратора действительно не было. Хотя эксперты музея архитектурной художественной керамики "Керамик" дали вполне определённую оценку действиям Николая:
Иначе, как мародерством, пусть даже совершённым с благими намерениями "спасти" печь, этот акт назвать невозможно.
Научный консультант этого музея Андрей Роденков отметил: "Разборка печи – это очень ответственное мероприятие, грамотно это сделать могут только опытные печники. Поэтому если Николай занимался этим без квалифицированной помощи, то наверняка мог повредить часть изразцов".
Муж и жена – два либеральных сапога пара
Но почти три года назад как-то всё само собой утряслось – и Конашенок смог облегчённо выдохнуть. Вместе с ним наверняка не менее облегчённо выдохнула и жена – Роксана Шатуновская.
Родилась она в Душанбе в последние годы советской эпохи, но в двухлетнем возрасте переехала в Москву с семьёй, так что считает себя москвичкой. Взглядов Шатуновская придерживается либеральных, любит гулять по центральным районам столицы, с нескрываемым высокомерием относясь к спальным районам – "в которых, к счастью, мне не приходится часто бывать". А также со свойственным "прогрессивным людям" снисхождением воспринимает нынешние изменения облика Москвы: "Жаль, что новые здания не отличаются исключительным вкусом, и нам придётся с ними мириться в ближайшую пару сотен лет".
Роксана Шатуновская хоть и москвичка из Душанбе, но персона известная, прежде всего, в Санкт-Петербурге. Начинала свою карьеру в глянцевых модных журналах, а последние несколько лет находилась на посту креативного директора и арт-менеджера компании "Айрис Новая Голландия". Организация эта занимается архитектурной реконструкцией исторического острова Новая Голландия и превращением его в "современное городское арт-пространство". Компания, согласно сведениям из открытых источников, связана с эмигрировавшим олигархом Романом Абрамовичем.
А ещё госпожа Шатуновская не слишком скрывала свои "нетвойнистские взгляды", демонстрируя их в соцсетях, запрещённых на территории России. Так, спустя два дня после начала спецоперации арт-директор написала короткое сообщение с английским оскорблением War Pigs ("военные свиньи"), ставшим знаменитым среди американских либералов в годы Вьетнамской войны. В чей адрес были направлены эти слова в 2022-м, догадаться нетрудно.
А уже в феврале 2024-го Шатуновская оставила сообщение, в котором фактически заявила, что "эта глупая и бессмысленная война [обозначение СВО в западной пропаганде]" виновата в том, что её покойная мать заболела раком. И вообще – нужно "перестать отнимать жизни".
Два дня "славы" Конашенка – оскорбил, испугался, попытался улететь
Расстановка фигур и общий, штрихами, их портрет ясен – теперь непосредственно хроника судьбоносных для семейства Конашенка – Шатуновской событий.
Спустя несколько часов после теракта в Москве Николай написал 23 марта в запрещённой на территории нашей страны социальной сети язвительный пост, в котором задался вопросом: а не перепутали ли террористы место совершения своего преступления? Мол, Кремль или концерт музыкантов-патриотов, чьи песни звучат в саундтреке к фильму "Брат-2", подошёл бы гораздо лучше, подсказывал Конашенок.
Первоначально обратил внимание на это высказывание телеграм-канал "Ледоруб", сделавший соответствующий скриншот и оповестивший страну об имени "героя". 24 марта кощунственное высказывание реставратора отправилось в свободное плавание по Интернету.
То ли по собственному разумению, то ли под воздействием разгневанных комментариев пользователей Сети Конашенок через некоторое время удалил исходное сообщение и обратился к администраторам "Ледоруба" с просьбой "вернуть всё взад":
Раскаивался и просил удалить ради безопасности его сына.
Данный телеграм-канал пошёл навстречу человеку, решившему поспекулировать на теме безопасности ребёнка, и ночью 25 марта, в 03:34, удалил исходную публикацию по теме. Но другие ресурсы заняли иную позицию: недопустимость подобных высказываний должна быть проиллюстрирована на судьбе отдельно взятого "комментатора".
После этого днём 25 марта информационная буря вокруг заданного Николаем вопроса "Почему Крокус, а не Кремль?" лишь набирала обороты. В итоге Конашенок настолько забеспокоился, что вечером того же дня попытался улететь в Армению. Однако сотрудники правоохранительных органов имели другое мнение по этому поводу и задержали мужчину в аэропорту Пулково.
27 марта стало известно, что в отношении реставратора возбуждено уголовное дело по статье "Оправдание терроризма". Кроме того, мужчина был приговорён к 14 суткам административного ареста за неадекватное поведение в отделе полиции.
Запоздалое "всем сердцем соболезную…"
Весьма вероятно, пост Конашенка в соцсетях привлёк бы меньше внимания, если бы не его близкородственная связь с одной из видных фигур либеральных культурных кругов Санкт-Петербурга.
А как повлиял скандал на Роксану Шатуновскую? Непосредственным образом – уже к исходу дня 25 марта она потеряла свою должность в компании "Новая Голландия" и выпустила соответствующее заявление.
Насколько искренними были слова экс-директора о том, что "член моей семьи позволил себе чудовищные, несовместимые с человечностью высказывания, лично я <…> всем сердцем соболезную жертвам теракта", может знать только сама Шатуновская.
Зато любой сторонний наблюдатель может заметить, что заявление содержит в себе все необходимые, согласно западным корпоративным нормам, фразы и формулировки, позволяющие организации дистанцироваться от теперь уже бывшего менеджера (орфография и пунктуация оригинала сохранены):
Руководство "Новой Голландии" <…> всегда придерживалась общечеловеческих ценностей <…> по обоюдному согласию <…> пришли к решению. <…> Мой муж никогда не работал в "Новой Голландии" и не имеет к ней отношения.
Кстати, в отношении дальнейшей карьеры Шатуновской в Санкт-Петербурге уже высказываются скептические замечания. Есть мнение, что прежние достижения арт-менеджера были связаны не столько с её выдающимися профессиональными способностями, сколько с финансовыми возможностями причастного к компании Романа Абрамовича.
"Коля ляпнул глупость" – либералы в своём репертуаре
Крайне примечательно, что поступок Николая Конашенка вызвал противоречивую реакцию внутри культурной отечественной среды.
Особыми красками ситуация заиграла в свете того, что отец Роксаны Шатуновской – литератор Марк Шатуновский явно занимает в вопросе отношения к теракту в "Крокус Сити Холле" позицию, прямо противоположную глумливому и оскорбительному вопросу, заданному мужем его дочери. Позицию, которая близка и понятна большинству населения России: утром 23 марта, когда масштаб московской трагедии стал окончательно очевиден, Марк Шатуновский написал в соцсети "ВКонтакте:
В этом специальном случае хочется введения смертной казни.
Но либералы сумели проявить себя во всей "красе " и в данной истории. Выяснилось, что одной из приятельниц Шатуновской является небезызвестная журналистка-оппозиционерка Анна Монгайт*, которая не преминула высказаться о ситуации в привычном для беглецов-предателей духе "ах, во всём виноват проклятый путинский режим".
По версии Монгайт*, всё дело завертелось из-за того, что "Коля [Конашенок] ляпнул глупость", и теперь Шатуновская ("один из лучших менеджеров культурных институций" – точно ли на русском языке думают и говорят эти люди?..) "должна уйти и, видимо, уехать". Не нравится "цивилизованной" Монгайт*, что "нетвойнистка" Шатуновская наконец обратила на себя внимание общественности, пусть и через преступление (именно так – а не "ляпнул глупость") своего мужа.
Впрочем, рассчитывать на иную реакцию со стороны либеральной русофобской эмиграции было бы глупо.
Что с того?
Такова хроника саморазоблачения отдельно взятого семейства отечественных либералов. Четверо суток – столько занял путь от появления в Сети сообщения уверенного в том, что можно безнаказанно ляпнуть что угодно даже по поводу общенациональной трагедии, реставратора до предъявления обвинения в уголовном преступлении по статье, предусматривающей до 7 лет лишения свободы.
Много это или мало, долго или быстро? Дать однозначный ответ сложно.
Прискорбен сам факт появления столь мерзких "личных, но при этом публичных мнений" в связи с такими драматическими событиями.
И конечно, всегда хочется приблизиться к идеалу – и тут особенно нетерпеливые читатели могут задаться вопросом: почему так долго, почему уже спустя пару часов после появления поста двери в квартиру этого негодяя не выбивала группа захвата?
Однако давайте не забывать, что первые шаги на любом пути самые трудные. Чего скрывать – даже спустя два года после начала спецоперации многие из остающихся в России "ждунов" и "нетвойнистов" привыкли спокойно высказывать свои антипатриотические взгляды. Так что работы на этом направлении непочатый край. И для одного из первых шагов четверо суток от "высказывания" до реальных последствий – вполне неплохо.
Главное, чтобы этот первый шаг не оказался и последним.
* Анна Монгайт – включена Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.