Большой секрет Путина. Без чего не обходится ни один приём в Кремле: Пять вещей, о которых вы даже не задумывались
Уха для Макрона
У кремлёвских банкетов есть свои секреты — на имидж России работает в том числе "дипломатия стола". Какую закуску подать на встрече высоких гостей, определяют сотрудники специального управления — президентского протокола. Символический смысл зашифрован в каждом блюде. Ничего "случайного" на высшем уровне появиться не может.
Обычно главу иностранного государства спрашивают, какой кухне он отдаёт предпочтение. Если у гостя есть проблемы с определённым типом пищи, сотрудники его протокола сообщают об этом. Принимающая сторона делает всё, чтобы это решить.
В международной практике во время трапезы принято предлагать красное и белое вино. Всегда присутствует на столе и водка. Еда, которой кормят иностранных гостей в Кремле, это, как правило, блюда русской кухни. Но обсуждаются и нюансы национальной кухни страны гостя.
Когда председатель КНР Си Цзиньпин приезжал в Москву, перед разработчиками меню обеда поставили очень серьёзную задачу. Необходимо было учитывать символизм блюд китайской кухни. Сделали ставку на морепродукты, блинчики с перепёлкой, грибами и винами Краснодарского края (китайские власти, к слову, сейчас активно развивают своё виноделие, им это направление интересно). Была на столе и оленина, и тоже не случайно — китайские компании хотя экспортировать мясо из Якутии и Ямала.
А, например, президента Франции Эммануэля Макрона в 2022-м угощали ухой из пяти видов рыб. Как уточнили эксперты, это традиционное русское блюдо, но в XIX веке оно частично изменилось под влиянием французской кухни.
Как рассказал легендарный шеф Виктор Беляев, который больше 30 лет заведовал самой высокой кухней, Фидель Кастро мог съесть несколько цыплят табака. Индира Ганди обожала русские блины с вареньем из крыжовника, а Маргарет Тэтчер удивила, когда съела целых шесть палачинке (блинчики с творогом), за что потом отдельно благодарила встречающую сторону. Вот такая "гастрономическая дипломатия".
Менялась и мода на кремлёвских приёмах. Например, при Леониде Брежневе выставляли огромные "столы-корабли" с целыми поросятами, осетрами и чёрной икрой. Потом всё стало скромнее.
Си Цзиньпину — русскую баню и мороженое
Выбрать подарок от имени президента России — целая наука. Предварительно сотрудники протокола стараются больше узнать о человеке, которому презент предназначается. В процессе штудируется ассортимент антикварных лавок, выставок, различных каталогов. Важно, чтобы подарки от президента были произведением русских мастеров и художников. Часто гостям вручаются картины, гравюры, книги, образцы холодного оружия, изделия народных художественных промыслов — это в основном шкатулки и посуда.
Однажды Владимир Путин подарил Си Цзиньпину русскую баню. Сруб выполнили из 200-летнего кедра с Алтая. Во время обмена подарками китайскому лидеру был показан эскиз бани, а также спил дерева, по которому можно оценить объём бревна. Лидеру КНДР президент России подарил лимузин "Аурус". Ким Чен Ын выглядел довольным, улыбался и поблагодарил Владимира Путина за "великолепный подарок", сообщило радио "Голос Кореи".
Особую категорию составляют подарки шутливого характера. Какими они будут, зависит в том числе от отношения президента к коллеге, но всегда требуется предельная деликатность. В 2016 году, например, Владимир Путин привёз Си Цзиньпину ящик мороженого.
Он любит российское мороженое, поэтому я и привёз ему в подарок,
— объяснил президент России, отметив, что "они обмениваются некоторыми мелочами".
Кстати, сопровождение иностранного гостя — особый разговор. Число мотоциклистов, которые могут сопровождать лидера, строго регламентировано. Во время визита главы другого государства их девять, официального — семь, а при официальном визите главы правительства зарубежного государства — пять мотоциклистов.
В общем, как сидеть, как стоять, на чём ехать — имеет значение всё. И если это так в родных стенах, то во время заграничных поездок нюансы ещё значительнее.
Вот, например, организация поездки президента в другую страну. Не каждый отель подходит главе государства. Временное место проживания должно соответствовать требованиям как с протокольной точки зрения, так и в плане обеспечения нужного уровня безопасности.
Например, должен быть доступ к гостиничной кухне, а также возможность гаражного хранения автомашин президентского кортежа на период визита. Ещё два важных момента — обеспечение президента надёжным и устойчивым каналом связи и близкое расположение гостиницы или резиденции к местам проведения основных мероприятий.
Случай с королевой
Не ошибиться в том, когда будет порыв ветра, какой ширины улицы, сколько ступеней придётся подниматься первому лицу, — это Служба протокола должна знать раньше, чем Служба безопасности. Без шуток. Однако случаются ошибки и в протоколе. Однажды был случай с британской королевой Елизаветой II. Церемония официальной встречи коронованных особ требует особой подготовки. Наша Служба протокола проделала огромную работу для того, чтобы всё прошло гладко (учитывая статус гостьи и её возраст, принимающая сторона максимально пошла навстречу королевской Службе протокола).
И вот, когда все ожидали выхода Елизаветы II, королева не появлялась. Потом выяснилось, что главная гувернантка королевы проспала и не подготовила ей цветы. А пока не сделают букинетку, королева выйти не может. Потом она извинилась и сказала: "Мои тоже временами меня подводят".
Кроме того, сотрудники протокола, конечно, не могут ручаться за эмоции президентов и других важных лиц. А они бывают неумные и в самые неподходящие моменты. Почему так веселился американский президент на рядовом, в общем-то, пресс-подходе, уже мало кто вспомнит. Но такое протокол предотвратить не в силах. Кстати, во время визитов в Россию, в том числе на президентском уровне, протокол Штатов порой часть работы доверял нашим. Только это большой секрет.