Будущее Карабаха – изменится ли его международный статус

/фото Царьград
Этот и другие вопросы эксперты обсудили на прошедшей в Ереване международной конференции

В конце прошлой недели Институт Кавказа, армянский аналитический центр, проводил в Ереване международную конференцию «Кавказ в XXI веке». Цель мероприятия – подведение итогов первых двух десятилетий 21 века на Кавказе. В ходе конференции обсуждались события в сфере политики, безопасности и экономики как в признанных государствах, так и непризнанных образованиях Южного Кавказа.

При этом конференцию можно назвать поистине уникальной, поскольку с докладами на одной площадке выступали эксперты из Армении, России, Грузии, Великобритании, Азербайджана, Турции. Представители последних двух стран ввиду понятных причин (закрытые границы, прошедшие войны и прочее) выступали в режиме видеосвязи.

 Фото Царьград Армения.

Первым докладчиком на мероприятии был Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России.  В своем выступлении он отметил, что ситуация, которую мы на текущий момент имеем, стала следствием предыдущих процессов. Поэтому войну 2020 года в Нагорном Карабахе сюрпризом назвать нельзя.

Более того, то, что произошло осенью прошлого года, не сводится лишь к поражению Армении, поскольку это часть более широкого контекста. Эксперт заявил, что Казанская мирная "формула" по Карабаху, выработанная в 2011 году еще тогда плозволяла вывести карабахскую проблему на взаимовыгодные договоренности сторон. Напомним, что 10 лет назад стороны активно обсуждали как ввод в регион миротворцев, так и проведение в Нагорном Карабахе референдума о его статусе (среди вопросов был бы - хотят ли жители быть в составе Азербайджана). Однако поскольку договориться о принятии казанских пунктов так и не удалось, стороны пожинают сейчас то, что имеют. А самое печальное, что отсутствие диалога привело к многочисленным жертвам с обеих сторон.

Александр Искандарян, возглавляющий Институт Кавказа, поднял в своей речи ключевую тему конфликта – статус Нагорного Карабаха. Искандарян отметил, что мировое сообщество до сих пор не выработало легальной процедуры возможного признания государственности этой территории. «Если Абахазия и Осетия признали друг друга – они признаны или нет? Если Пакистан не признает Армению, она признана или нет?», - задается вопросами эксперт. В связи с этим вопрос признания Арцаха (Нагорного Карабаха) не является таким простым, как кажется на первый взгляд. Директор аналитической организации считает, что только безопасность определяет, как дальше будет существовать эта территория.

 Слева направо: Лоуренс Броерс, Леонид Нерсисян, Грант Микаелян, Александр Искандарян, Марина Мусхелишвили, Сергей Маркедонов, Николай Силаев. Фото Царьград Армения.

Другой – не менее важной темой мероприятия стал вопрос создания платформы «3+3», подразумевающей сотрудничество России, Армении, Азербайджана, Турции, Грузии и Ирана. Большинство экспертов, присутствующих на мероприятии, единогласно сошлись во мнении, что подобный формат будет трудно реализовать, поскольку у ряда стран между собой имеется масса несовпадающих позиций. Всем известно хотя бы о многолетнем противостоянии Турции и Ирана за влияние в регионе, есть проблемы и во взаимоотношениях России и Грузии.

Подводя итог конференции, участники констатировали, что конфликт на Южном Кавказе еще не завершен ввиду неопределенного статуса Нагорного Карабаха. Однако очевидно, что даже нынешнее обсуждение этого вопроса было бы невозможным, если бы Россия не помогла остановить кровопролитие, длившееся 44 дня, и не ввела бы в регион свои миротворческие силы, благодаря которым в регион вернулись тысячи беженцев.  

 

Вероника Мальчикова

Новости партнеров



Читайте также