Был российский, стал американский: Как США захватывают «Русал»
Словосочетание «спасение «Русала» от санкций США» уже прочно закрепилось в топах как зарубежных, так и российских экономических информационных трендов. «Русал» - алюминиевый гигант, продукция которого до введения санкций практически полностью уходила на экспорт, поставлялась ведущим мировым промпредприятиям и крупнейшим международным отраслевым компаниям.
В то же время после введения новых санкций США против России именно «Русал» оказался наиболее пострадавшей компанией: предприятие господина Дерипаски практически полностью лишилось экспорта и выручки от него, столкнулось с заморозкой своих счетов, стремительным сокращением рыночной капитализации и массовым выходом инвесторов из акций и долговых инструментов.
Обсуждение мер по поддержке компании еще с весны ведется как в правительстве России, так и в профессиональной экспертной среде. Сам господин Дерипаска ранее просил власти России помочь ему закупками алюминия в госрезерв, но в итоге добился лишь включения в «дорожную карту» поддержки алюминиевой отрасли, предполагающую постепенное увеличение внутреннего спроса. Посчитав эти меры недостаточными и желая восстановить утраченные объемы экспорта, олигарх направил в Минфин США свои предложения по выводу «Русала» из-под санкций.
Министр финансов США Стивен Мнучин допустил, что меры против компании могут быть отменены, однако отказался говорить о том, что именно предложил взамен Дерипаска. Едва бизнесмен успел передать Минфину США свой план спасения от санкций, как в этом вопросе появился совершенно новый поворот. И организовал его соратник Дерипаски по бизнесу при помощи влиятельных лоббистских и финансовых структур.
Рейдерский захват на государственном уровне
Глава совета директоров En+, бывший министр энергетики Великобритании Грегори Баркер предложил не дожидаться принятия Дерипаской решения о снижении доли в компании и исключить ее из санкционного списка для реализации плана по выводу En+ Group из-под санкций.
О так называемом плане Баркера известно еще с момента попадания En+ и «Русала» в санкционный список (SDN-list). В общих чертах он предполагал постепенное снижение доли Дерипаски в «Русале» через контролирующий его холдинг En+. И частично бизнесмен уже претворил в жизнь положения этого плана.
В плане три основных положения. Первое из них – снижение доли Дерипаски в En+ ниже контроля, второе – выход бизнесмена из советов директоров En+ и «Русала» и третье – замещение в этих советах представителей Дерипаски независимыми директорами.
Известно, что одним из кредиторов En+ выступал ВТБ. План Баркера предусматривает и возможный отказ кредитора от требований по долговым обязательствам. ВТБ при этом владеет долей в 9,62% в En+, 6,25% из которой госбанк получил по margin call после обвала стоимости расписок компании из-за введения санкций.
Глазьев о повышении пенсионного возраста, НДС, офшорной аристократии и нищем населении
В планах En+ также создание блокированного, или эскроу-счета, который не вызвал бы нареканий со стороны Минфина США, требования которого запрещают Дерипаске получать финансовый доход от деятельности компании, пока он находится в черном списке.
Главным положением плана является распределение принадлежащих Дерипаске и его семье акций. Баркер предлагает передать эти бумаги лицам и структурам, которые бы одобрило Управление по контролю над иностранными активами Минфина США (OFAC). То есть речь идет не только об утрате Дерипаской контроля, что является ключевым требованием Минфина США, но и о переводе En+, а также «Русала» под контроль угодных Вашингтону структур. Напомним, в данный момент Дерипаска контролирует 48,13% «Русала» через En+, в котором ему принадлежит 66%. По соглашению с акционерами «Русала», доля выше 40% считается контрольной.
Действующие лица
Ключевым действующим лицом нового плана Баркера стало OFAC. Это управление является подразделением американского Минфина и занимается финансовой разведкой. Именно в его задачи входит разработка и применение экономических и торговых санкций. В качестве целей своей деятельности OFAC называет приоритеты национальной безопасности и политики США. Именно этому управлению Баркер теперь предлагает выбрать для «Русала» и En+ новых управляющих.
Интересы En+ в США представляет лоббистская фирма Mercury, которую возглавляет бывший помощник президента Дональда Трампа Брайан Ланза. Mercury была нанята Баркером в мае, перед ней была поставлена задача добиться частичного или полного вывода En+ из-под действия санкций США. Как сообщила CNN, сам Ланза позднее подчеркивал, что будет представлять интересы именно Баркера, а не Дерипаски.
Третьим лицом является рекрутинговая компания Russell Reynolds, которая ведет для Баркера поиск новых директоров. В рамках плана по спасению En+ они должны будут заменить ставленников Дерипаски.
Наконец, 4 июня Баркер подготовил всё для окончательного успеха своего плана и нанял инвестиционный банк Rothschild & Co для организации продажи части контрольного пакета Дерипаски в холдинге. Напомним, именно это условие со стороны OFAC было и остается главным для снятия санкций с En+ и «Русала». Участие банка Ротшильдов в отрешении обеих компаний от России и Дерипаски даже не удивительно. Структуры этой влиятельной семьи уже неоднократно были замечены в финансировании антироссийских проектов.
«Будучи многогранными и сложными, финальные элементы плана Баркера, тем не менее, абсолютно реализуемы в среднесрочной перспективе, в случае, если прошение (о временном снятии ограничений) будет удовлетворено», - сообщила Mercury.
Лоббисты также считают, что связи между En+ и «Русалом» настолько сильны, что снимать санкции нужно с обеих компаний, так как поодиночке это не даст результата. Mercury добавляет, что нынешний план Баркера, предполагающий фактический отзыв активов Дерипаски в пользу США, является наиболее точно отвечающим фундаментальным задачам OFAC по продвижению американских интересов.
Mercury отмечает также, что процесс передачи активов Дерипаски ставленникам Минфина США будут контролировать два юриста, кандидатуры которых будут согласованы с OFAC. План Баркера, по заявлению лоббистов, уже получил поддержку миноритариев, независимых директоров и администрации Лондонской фондовой биржи.
В Mercury, по всей видимости, чувствуют такую силу этого предложения, что осмеливаются угрожать даже президенту США. Как заявили в компании, если администрация Трампа откажется согласовывать предложенный план снятия санкций с «Русала» и En+, чиновники столкнутся с «критикой со стороны американских производителей и потребителей», перебоями с поставками алюминия на глобальном рынке, а также «шоками для автомобилестроительной и судостроительной отраслей». Mercury прямо заявляет Трампу, что если он откажется от плана Баркера, возможна и переориентация рынка на поставки из Китая, а также продажа компании китайским инвесторам.
Валютная политика ЦБ наносит существенный ущерб России: резервы сократились
Таким образом, в En+ был заготовлен мощный и бескомпромиссный план, для реализации которого были наняты крепкие структуры во всех сферах. План выстроен таким образом, чтобы подкупить OFAC перспективами отчуждения En+ и «Русала» от России, ведь это управление при помощи экономических рычагов решает политические задачи американского руководства.
Неуклюжие попытки спасения или хорошо продуманный план?
Совершенно понятно, что Баркер своим планом с новыми деталями переиграл Дерипаску. Только накануне сообщалось, что бизнесмену удалось убедить Минфин США и его главу Стивена Мнучина в необходимости снятия санкций. Министр отказался рассказать о тех условиях, которые предложил Дерипаска, однако уже одним своим заявлением Мнучин вызвал рост акций En+ и «Русала». Эксперты тогда заявили, что Дерипаска мог предложить единственное, что принципиально важно США, – снижение своей доли в En+.
При этом Дерипаска обратился в Вашингтон уже после того как правительство России составило «дорожную карту» по росту внутреннего рынка алюминия путем стимулирования увеличения спроса в 2,5 раза. По мнению экспертов, проблема была только в том, что Дерипаске более интересно восстановить те 80% экспорта, которые компания имела до введения санкций, чем ждать переориентации многих российских компаний на алюминий.
Таким образом, олигарх почти в буквальном смысле сдал себя и свою компанию Вашингтону, так как выбора у него не было. И тут пришло время действовать Баркеру, который всего сутки спустя после появления данных о контактах Дерипаски с Мнучиным объявил через компанию Mercury крайне привлекательный для США план «отжима» активов олигарха.
Эксперты ранее отмечали, в том числе и в эфире телеканала «Царьград», что у Дерипаски был в руках механизм защиты от такого произвола – проведение делистинга бумаг, как это сделал, например, «Мегафон». Эта мера сразу сократила бы расходы на листинг и отрезала от компании зарубежных инвесторов, изменив структуру акционерного капитала. Однако олигарх планировал сохранить компанию на плаву в глазах этих инвесторов и не захотел поверить, что дела настолько плохи и компанию придется «потопить», чтобы спасти по-настоящему.
Возвращаясь к плану Баркера, очевидно, что речь идет о тотальном переходе российских компаний En+ и «Русал» под контроль Америки. И это при том, что «Русал» ведет добычу в России, а En+ располагает в нашей стране широкими энергетическими активами. Если акции обеих компаний и контроль в них перейдут к ставленникам американского Минфина, сложится ситуация, когда российские ресурсы будут безраздельно добываться в интересах другого государства, которое усилит свои позиции на рынке и будет получать прибыль за счет недр нашей страны.