Цены на газ рухнули. Следом летит экономика
Русский газ и Европа. Бархатный развод
"Медовые" десятилетия "Газпрома" и европейских потребителей после начала специальной военной операции безвозвратно канули в Лету. Международное энергетическое агентство ожидает дальнейшего снижения поставок трубопроводного голубого топлива из России в государства Европы в текущем году. Если за 2022 год, по оценке МЭА, импорт русского газа снизился на 90 миллиардов кубических метров, то в 2023-м сократится ещё на 35 миллиардов кубов. По оценке "Финама", по итогам нынешнего года объём экспорта отечественного природного газа в Европу составит 24–26 миллиардов кубометров, в Турцию – 25–30 миллиардов кубометров.
Страшны ли нам в этих условиях снижения биржевых котировок? Понижение цен – явление временное и связано, прежде всего, с погодными условиями, отметил в комментарии "Первому русскому" главный редактор журнала "Геоэнергетика.инфо" Борис Марцинкевич.
Сейчас сезон низких цен. Зимний сезон уже закончился, а летняя жара ещё не началась. Ветер вполне нормальный, тем более что подземные хранилища заполнены достаточно основательно. Да и цена 280 долларов за тысячу кубических метров по сравнению с докризисными ценами, которые мы наблюдали ранее, это всё равно весьма дороговато,
– говорит эксперт.
Кроме того, снижение цен – прямое следствие снижения объёмов спроса. А это, в свою очередь, связано с падением активности в европейской промышленности. В Европейском союзе началась рецессия. В первом квартале 2023 года ВВП Германии, важнейшей опоры ЕС, снизился на 0,3%. Внутренний валовый продукт падает второй квартал подряд. В четвёртом квартале 2022 года наблюдался спад 0,5%. И всё это – на фоне роста процентных ставок и высокой инфляции во всём европейском интеграционном объединении.
Германия десятилетиями была экономическим локомотивом Европы, вытаскивая регион из одного кризиса за другим. Но эта устойчивость рушится, и это создает опасность для всего континента,
– паникует американское информационное агентство Bloomberg.
По мнению заокеанских аналитиков, нынешний острый кризис – результат десятилетий "неправильной" энергетической политики, когда ФРГ делала ставку на русский трубопроводный газ. Только вот "неправильной" она была исключительно для США, которые кровно заинтересованы в том, чтобы втюхать немцам свой сжиженный природный газ втридорога, а также отвязать немецкий бизнес от России. Да, германскому предпринимателю придётся затянуть пояса, возможно, даже разориться. Но давайте честно: кого это волнует по ту сторону Атлантики?
Ударит ли по России снижение цены?
Волатильность газовых котировок не является смертельным для нашего государства в свете того, что ЕС под давлением Штатов начал отказываться от русских энергоносителей.
У нас не самые высокие объёмы поставок в Европу. Основной потребитель у нас – Турция, а не Евросоюз. А с турками у России долгосрочные контракты на основе привязки цены к корзине нефтяных продуктов. Так что нас падение цен на европейских биржах касается постольку поскольку. "Северный поток" не работает, "Ямал – Европа" не работает, газ через Украину идёт наполовину,
– говорит Борис Марцинкевич.
Что касается СПГ, ценник тоже не особо влияет, потому что по такой цене сжиженный природный газ поставлять просто никто не будет, полагает эксперт. Если рентабельность и есть, то крайне низкая. Нынешний ценник, помимо прочего, также связан с тем, что не растёт так сильно, как планировали, спрос в Китае. Не исключено, в Азии скоро начнётся жара и, как обычно, Азия и Европа начнут конкурировать между собой за СПГ – тогда стоимость и пойдёт вверх.
После начала нового витка санкционной войны против России в феврале 2022-го крайне существенные объёмы нашего газа пошли на Восток – в Китайскую Народную Республику. Тем не менее полностью восполнить потери от утраты рынка Европы ещё не удалось. "Сила Сибири" будет набирать мощность поэтапно, как и было запланировано изначально. Природный газ, кроме того, важно не только поставить, но принять и распределить. И в этом отношении у КНР своих забот хватает.
Что с того?
Полноценная компенсация потери рынка ЕС и замещение этих объёмов азиатскими странами зависит от многих факторов. Например, от того, как будут идти переговоры с Казахстаном и Узбекистаном по поставкам. Только эти две страны могут в сравнительно короткие сроки принять около 30 миллиардов кубометров газа – уже какая-то компенсация. Также со временем будут расти в соответствии с календарным планом поставки по "Силе Сибири", есть надежда на скорое завершение строительства Сахалинского маршрута. Многое зависит и от расторопности нашего правительства.
Патент на технологию крупнотоннажного сжижения "НОВАТЭК" получил, но патент – это ещё не завод. Самый оптимистичный сценарий полноценного восполнения бывших европейских объёмов – ориентировочно 2030 год. Раньше вряд ли возможно. Другое дело, нужно спросить: а надо ли нам это? За этот период можно активизировать всё, что касается обработки природного газа, с совершенно другой маржинальностью,
– резюмирует Борис Марцинкевич.