Что почитать на майские: О стрельцах, голландцах и раковом супе
Дмитрий Володихин. Смертная чаша
Издательство "Вече", Москва, 2018 г.
Увлекательный исторический роман, посвященный одной из величайших битв русской истории – сражению при Молодях летом 1572 года, написан Дмитрием Володихиным – не только писателем и литературным критиком, но и, прежде всего, историком, одним из лучших знатоков XVI века, эпохи Ивана Грозного.
Можно быть уверенным в том, что автор не допустит ни больших, ни малых исторических ляпов, передаст букву и дух эпохи, когда раздираемая опричниной Россия вела войну на два фронта: против Запада - в Ливонии, и против Крымского ханства и Турции - на южных рубежах. В центре повествования "Смертной чаши" - воеводы Дмитрий Хворостинин и Михаил Воротынский, одержавшие великую победу над крымским ханом Девлетом I Гиреем при Молодях, спасшую Русское государство от гибели.
Владимир Корнилов. Убийство в Ворсхотене
ИД "Питер", СПб, 2018 г.
Увлекательный политический детектив Владимира Корнилова, знаменитого донецкого политолога, воскресившего своими книгами идею Донецко-Криворожской республики, которая «не Украина». Много лет Корнилов живет и работает в Нидерландах, сыграл крупную роль в том, что на референдуме в 2016 году большинство голландских избирателей высказались против евроассоциации Украины. Корнилов – один из лучших знатоков европейской политики и закулисья.
И вот свои знания он решил облечь в форму шпионского детектива – российский разведчик случайно становится свидетелем убийства и превращается в жертву охоты. Герою нужно предотвратить глобальный международный конфликт, - попытку захвата голландским спецназом лидеров ДНР, но при этом не провалив свою личную разведмиссию.
Виктор Наумов. Царевна Софья
Издательство "Молодая гвардия", Москва, 2018 г.
Жизнеописание царевны Софьи - одного из самых оклеветанных персонажей русской истории. Перейдя дорогу своему великому брату Петру, она после свержения оказалась жертвой длившейся столетиями пропаганды, изображавшей из неё честолюбивую ретроградку, которая мешала великим реформам и преобразованиям России. Одна беда, на момент свержения Софьи Пётр еще не знал, что ему предстоит стать реформатором.
Зато реформы самой Софьи были налицо – она создала первое в России высшее учебное заведение, сохранила Киев в руках России. Вместо борьбы за Балтику предпочла вступить в войну за Крым.
И Софья, и Пётр были ориентированы на западнические реформы в России, царевна развернула жестокие гонения на старообрядцев. Так в чем заключалась разница между ними, кроме той, что Пётр ориентировался на прогрессивную Голландию, а не на отсталую Польшу? С другой стороны, брить боярам силком бороды и подрезать платья Софья вряд ли бы стала. Хотя её фаворит Василий Голицын уже щеголял без бороды.
Мария Сергеенко. Простые люди и повседневная жизнь древнего Рима
Издательство "Наука", Москва, 2017 г.
Мария Ефимовна Сергеенко была одним из самых выдающихся специалистов по античности в отечественной науке. В собранных под одной обложкой книгах о «Жизни древнего Рима», «Простых людях древней Италии» и «Ремесленниках древнего Рима» она описала буквально каждый клочок Вечного Города эпохи его расцвета: куда шли улицы, как стояли дома, чем торговали, как работали, как веселились, как ходили в бани, воспитывали детей, умирали.
Сергеенко описала жизнь врача и пожарника, пекаря и гладиатора, работу мельников и ювелиров. Не только на русском, но и на европейских языках по пальцам можно пересчитать книги, сочетающие такую увлекательность в рассказе о быте с высочайшей научной компетентностью.
Владислав Пискунов. Русская кухня. Лучшее за 500 лет. Книга вторая. Супы, горячие блюда из рыбы, мяса и птицы
Издательство "Эксмо", Москва, 2018 г.
Книга, которую можно читать не только в кресле, но и за кухонным столом, и не только с карандашом, но и с поварским ножом в руках. О первой части книги Пискунова нам уже приходилось говорить – автор смог совместить изложение истории и философии русской кухни с предельно понятными и практичными рецептами, одни из которых остались от бабушек и великих поваров прошлого, в то время как другие – плод его реконструкторской работы и личного таланта.
Вот, к примеру, московский раковый суп, постоянно упоминаемый у Гиляровского как излюбленное блюдо купеческих обедов в «Тестовском трактире». Казалось бы – Россия, которую мы навсегда потеряли. Но нет, Пискунов дает абсолютно рабочий рецепт блюда, а попутно рассказывает его литературную историю. Выясняется, что еда, соответствующая национальным традициям, еда вкусная и еда доступная, - это не только возможное, но и единственно верное сочетание.