Чтобы угодить врагу, заговорил голосом Верховного: История одного предательства. Актёр сам предложил врагу свои услуги

Коллаж Царьграда/imago stock/Globallookpress/kino-teatr.ru
Предательство — тема непростая и очень болезненная. Предатель опаснее и часто бьёт больнее, потому что притворялся своим. В отличие от врага, намерения которого сразу понятны. Перебежчиком, действовавшим особенно цинично и коварно, стал актёр Всеволод Блюменталь-Тамарин. Ему прочили гастроли, концерты, выступления и всенародную славу. Но он выбрал другое амплуа. Историки считают его самым подлым изменником Родины времён Великой Отечественной войны.

Пригрозили расстрелом, но спасла мать

Мать — актриса, отец — именитый театральный режиссёр. Всеволод Блюменталь-Тамарин родился в актёрской семье и с семи лет играл на сцене. Сделал карьеру мгновенно, имел шумный успех. Работал спокойно, выказывая лояльность большевикам. Но то была одна сторона — та, что на поверхности. Когда в Харьков, где жил актёр, в 1919 году пришёл генерал Антон Деникин, то Блюменталь-Тамарин организовал театральное представление и начал собирать донаты в поддержку белой армии. Рассказывали, что он с большой церковной кружкой у седла важно разъезжал по городу, собирая пожертвования. "Перформанс" запомнился многим. Кстати, местная пресса высоко оценивала актёрский талант Тамарина. О нём писали:

Вносил в игру много искренности и давал живое лицо.

Когда войска генерала Деникина были в 300 километрах от Москвы, а генерал Юденич приближался к Петрограду, большевикам удалось мобилизовать в Красную армию сотни тысяч человек, остановить и повернуть вспять полки своего противника. Харьков снова оказался в руках красных и Блюменталь-Тамарин попал в ловушку. Его арестовали, пригрозив расстрелом. Вмешалась мать. Мария Блюменталь-Тамарина входила в число первых 13 актёров, получивших от советской власти звание "Народный артист СССР". Она попросила за сына у наркома Луначарского.

"Оступившегося" не только удалось "отмазать", но и вернуть в театр, где он стал играть все главные роли, выпуская премьеру за премьерой. По воспоминаниям очевидцев, на спектаклях зрители скандировали: "Тамарин, Тамарин!". Всё для него складывалось как нельзя лучше — по крайней мере, на публике: в 1926 году Блюменталь-Тамарин отпраздновал двадцатипятилетний юбилей творческой деятельности и получил звание заслуженного артиста. Со сцены его поздравлял опять же Луначарский. "Странное поведение" актёра списали на впечатлительность и нервозность. Дескать, творческая натура. Но осенью 1941 года в подмосковную Истру, где к тому времени находился Блюменталь-Тамарин, зашли немецкие войска — и всё перевернулось.

Осенью 1941 года в подмосковную Истру, где к тому времени находился Блюменталь-Тамарин, зашли немецкие войска и всё перевернулось.Фото: Voller Ernst / Hermann Fuss/Globallookpress

Стал звездой гитлеровской пропаганды

На Истре актёр засел, когда вся Москва эвакуировалась. Чувствовал себя спокойно, заявляя, что немцы его не тронут, потому что он сам немец (по одному из дедов он действительно был немцем). В результате актёр сам пришёл к врагам с предложением сотрудничать. Так стали планироваться антисоветские спектакли на оккупированных территориях. Враг не растерялся и решил воспользоваться предложенной помощью по полной программе, организовав для Тамарина работу в организации "Винета" (отвечала за идеологическое и пропагандистское обеспечение нападения нацистской Германии на СССР).

"Винета" была подразделением министерства пропаганды Геббельса. В задачи организации первоначально входили перевод и изготовление плакатов, листовок, табличек, книжечек по тезисам немецких пропагандистов. Затем они занялись фронтовыми сводками и радиовещанием. Работу вели на эстонском, литовском, латышском, белорусском, украинском и русском языках. "Бейте без пощады сталинцев! Готовьтесь к великой борьбе против сталинской власти!" — примерно такие распространялись призывы. И Тамарин, включив в деятельность и свою супругу Инну, стал звездой гитлеровской пропаганды.

Не только потому, что исправно исполнял приказы, зачитывая чужие тексты. Озвучивал он немцам и свои идеи ("лакейские", как их многие называли). Писал фельетоны, высмеивающие советскую власть, предлагал издавать фейковую газету. О себе он говорил, что воюет с кровавым режимом. Впрочем, Тамарин тогда уже много пил, не успевая готовить доносы на коллег, нервничал — и дела его шли тем хуже, чем лучше обстояла ситуация на фронте для СССР.

Дьявольское коварство актёра раскрылось во всей красе, когда он начал применять навыки, освоенные в жанре пародии. Блюменталь-Тамарин научился идеально подделывать сталинский грузинский акцент, повторять особенности дикции, учитывать лексическую специфику речи генерального секретаря. Отличить его игру от речи настоящего Сталина было весьма непросто, поэтому он начал выступать по радио с вымышленными новостями. Зачитывал несуществующие постановления и выдавал прочую откровенную дезинформацию. Ведомство Геббельса было им очень довольно — в Берлине актёр получал солидный оклад и всеми силами отрабатывал гонорар. Но длилось это недолго.

Тамарина презирал даже Власов

Тёмные времена для Тамарина настали, когда Гитлер, стремясь спасти положение на фронте, сделал ставку на предателя Советской армии — генерала Андрея Власова. Если верить словам исследователей, Власов буквально родился предателем. Единственной задачей он считал сохранение своей жизни. Кроме того, генерал Власов оказался очень честолюбивым и заносчивым человеком. После битвы за Москву он буквально заразился "звёздной болезнью" и перестал подчиняться своему непосредственному начальнику маршалу Жукову. И даже Власов презирал Блюменталя-Тамарина. За то, как актёр пресмыкался перед немцами. Когда Блюменталь отправился в Мюнзинген, где формировались части власовской армии, ему отказали в работе.

Если верить словам исследователей, Власов буквально родился предателем. Единственной задачей он считал сохранение своей жизни. Фото: Russian Look/Globallookpress

Актёр работал где удавалось и брал за это продуктами, коньяком или сигаретами. За измену Родине в 1942 году его заочно приговорили к смертной казни. Повторить трюк 1919 года с помилованием не представлялось возможным. До скамьи подсудимых предатель так и не добрался.

10 мая 1945 года Тамарин был убит в Мюнзингене "при невыясненных обстоятельствах". Предположительно — племянником жены Игорем Львовичем Миклашевским, являвшимся агентом спецслужб. Впрочем, есть разные версии. Одни источники пишут, что актёру проломили голову, другие утверждают, что он был застрелен. 

Миклашевский, к слову, в 1942 году под видом перебежчика был заслан в немецкий тыл для организации убийства Гитлера. Но из Москвы пришла весть: приказ о ликвидации Гитлера отменён.

Новости партнеров



Читайте также