Да пошли вы все: Сколько стоит мат в эфире
На днях в прямом эфире программы «Место встречи» на телеканале НТВ ведущий Андрей Норкин сорвался на мат. Его довел украинский эксперт Павел Жовниренко, приглашенный в студию. Он постоянно перебивал ведущего.
Вы можете помолчать или нет? У вас недержание, что ли? Выключите ему микрофон, пожалуйста. Я так не могу работать,
- сказал Норкин, но Жовниренко не унимался, и ведущий попросил его покинуть студию. Кто-то из гостей заметил, что украинский эксперт «не имел права» себя так вести.
«Человек прекрасно понимает, что, поскольку он старше меня, я ему по [лицу] дать не могу в прямом эфире», - сорвался Норкин.
За мат извини: украинский эксперт вывел Андрея Норкина из себя прямо во время эфира. А не надо хамить ведущему! pic.twitter.com/h2JFMtduYJ
— НТВ (@ntvru) 11 сентября 2018 г.Напомним, не так давно уже был громкий случай ругани ведущего в эфире федерального канала. Так, 26 июня этого года во время обсуждения футбольного матча между сборными России и Уругвая в эфире программы «Время покажет» на Первом канале ее ведущий Артем Шейнин также употребил крепкое словцо – пересказывая свой разговор с другом.
После он нецензурно выругался в ответ звонившим ему журналистам радио «Говорит Москва», заявив, что готов уволиться, чтобы не слушать больше вопросов «про всякую [ерунду]».
При этом в пресс-службе Первого канала на запрос журналистов ответили, что с Шейниным будет проведена беседа и наложено соответствующее взыскание.
Мат в эфире: Кому «можно», а кому нельзя
На самом деле, обсценная лексика в прямом эфире наказуема – она расценивается как административное правонарушение. Так, еще в апреле 2013 года были повышены штрафы за нее. Согласно принятому тогда закону, эти штрафы могут достигать 200 тысяч рублей. Так, с обычных граждан за мат можно взыскать 2-3 тысячи рублей, с должностного лица – от 5 до 20 тысяч, с юридического лица – от 20 до 200 тысяч рублей. Также законом запрещается использовать СМИ для распространения материалов, содержащих нецензурную брань.
В то же время за гостей прямого эфира, выразившихся нецензурно, СМИ ответственности не несут. Так, в «непремодерируемых» ситуациях, когда заранее не обговорено, что будут говорить участники дискуссии, предусмотренные законом санкции применяются только в отношении журналистов. Приглашенные же эксперты могут понести наказание персонально. То есть, если бы украинский эксперт обматерил Норкина, НТВ бы ответственности не понес.
Что нельзя: Слова на "х", "п", "е" и "б"
Роскомнадзор в свое время даже разработал специальные методические рекомендации для журналистов, регламентирующие список запрещенных нецензурных слов. Правда, все богатство русского мата свелось в нем только к четырем словам:
К нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на "х", "п", "е", "б", а также образованные от них слова и выражения,
- говорится в документе РКН.
При этом «неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения» к мату не относятся, однако их использование в СМИ также не допускается. Кроме того, недопустимо маскировать нецензурные слова и выражения с помощью звуковых сигналов или печатных символов, за исключением тех случаев, когда это является цитатой литературного произведения или кинодокументального произведения.
А вот за использование иностранных нецензурных слов к ответственности, по закону, привлечь нельзя.
За что реально штрафуют
Но чаще всего за нецензурную брань, увы, штрафуют по статье о распространении материалов, содержащих эту брань. А с самих «матерщинников», как говорится, взятки гладки.
Так, например, в конце августа 2017 года Роскомнадзор оштрафовал шесть российских СМИ, разместивших на своих сайтах видеозапись рэп-баттла Oxxxymiron и Гнойного, в которых есть мат. К ответственности тогда привлекли «РИА Новости», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Дождь», журнал Maxim и ресурс Republic. Публикация рэп-баттла обошлась каждому из них в 50 тысяч рублей. Кроме того, еще 26 СМИ, разместивших у себя гиперссылку на видео, получили от РКН «профилактические письма». Рэперов к ответственности при этом никто не привлекал.
Другой пример – весной этого года РКН оштрафовал редакцию Znak.com на 5 тысяч рублей за публикацию фрагмента предвыборных дебатов с участием Владимира Жириновского и Ксении Собчак. Об этом Znak.com сообщил на своем сайте. Напомним, в ходе дебатов Собчак облила лидера ЛДПР водой, в ответ на что тот назвал ее нецензурным словом. При этом сообщений о привлечении к ответственности Жириновского не появлялось.
Самих любителей «крепкого словца» вообще штрафуют нечасто, а если и привлекают их к ответственности, то довольно небольшой. Так, например, в апреле 2016 года лидеру музыкальной группы «Ленинград» Сергею Шнурову, многие песни которого содержат нецензурную брань, выписали штраф… на символические 500 рублей. А несколькими месяцами позже к ответственности за другой концерт «Ленинграда» были привлечены организаторы – им выписали 40 тысяч рублей. Почувствуйте разницу.
Словом, наказывать за мат у нас наказывают, но система этих наказаний довольно странная. Да, ведущие федеральных каналов и редакции СМИ довольно часто попадают под удар. Но вот «творческая интеллигенция» вроде Сергея Шнурова или рэпера Гнойного всегда может «отмазаться» отговоркой, что «из песни слова не выкинешь». Ну или заплатить символическую сумму, равную цене билета за вход на их концерт.