Договор, который заставит уважать Россию. Путин спасает Иран
Договор, делающий обе страны союзниками, был подписан в ходе визита президента Ирана Масуда Пезешкиана в Москву в январе 2025 года. Он закрепляет статус России и Ирана как стратегических партнёров и охватывает все сферы, включая оборону, борьбу с терроризмом, энергетику, финансы, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку и технологии. И открывает России доступ к Индийскому океану, увеличивает возможности Москвы позитивно влиять на судьбы мира не только в этом взрывоопасном регионе, также обеспечивая и Ирану важное окно в мир.
Долгая дорога в дюнах
Его подписанию предшествовали титанические усилия Запада и Израиля, включая самые изощрённые интриги, не допустить этого. Оно всячески тормозилось. Работа над составлением Договора продолжалась без малого два с половиной года. Подготовка документа, как сообщил ТАСС замглавы МИД России Андрей Руденко, была завершена ещё в июне прошлого года.
Причём торможение происходило по инициативе иранской стороны, пытавшейся что-то выгадать, имевшей какие-то опасения. Но подписан он был лишь после болезненной, особенно для Тегерана, катастрофы в Сирии, где иранцы показали себя в качестве наших союзников не лучшим образом, и победы на выборах в США Дональда Трампа, большого друга Израиля – экзистенциального врага Ирана и ненавистника иранского режима. За три дня до его инаугурации!
В Тегеране, похоже, испугались, что в новых условиях Россия документ не подпишет. Поэтому тянуть больше нечего. Иначе ослабленный Иран останется один на один с могущественными врагами, имея в союзниках йеменских хуситов, которые своей безбашенностью его скорее подставляют, чем помогают.
А тут подоспело ещё и потепление отношений России с США, которые угрожают – вместе с Израилем – нанести удары по иранским ядерным и военным объектам, чтобы не допустить появления у Ирана атомной бомбы, которую тот мог бы уже давно создать, если бы захотел.
И в Тегеране снова, вероятно, напряглись: если Россия будет руководствоваться деляческим подходом, возможно кидалово.
Царский жест
Путин державно эти опасения снял: законопроект поступил 27 марта в Госдуму, председатель которой Вячеслав Володин направил его в профильный комитет по международным делам. Он сопроводил документ следующим заявлением:
Подписанный президентами России и Ирана договор укрепит отношения двух стран как в части двустороннего сотрудничества, так и координации действий по вопросам международного характера. … Рассмотрим ратификацию в приоритетном порядке.
Как сообщил ТАСС глава комитета Госдумы по международным делам лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, Договор может быть рассмотрен уже в первой половине апреля. Он выразил уверенность, что "профильный комитет и Государственная дума в целом поддержат ратификацию".
Слуцкий убеждён, что тем самым будет сделан "важнейший шаг в развитии двусторонних межгосударственных отношений не только на региональном, но и глобальном уровнях", а сам документ "носит миролюбивый характер и не направлен против третьих стран".
Всё очень серьёзно
Договор ещё не ратифицирован, но работа по расширению и углублению двусторонних отношений уже кипит.
Россия и Иран проведут с 23 по 25 апреля в Москве 18-е заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, сообщил после встречи с послом Исламской Республики в России Каземом Джалали министр энергетики Сергей Цивилёв.
Рассчитываем на принятие ряда важных решений, чтобы российский и иранский бизнес могли эффективно работать друг с другом на благо наших стран. Наша задача – поддержать их со стороны двух государств и снять существующие барьеры,
– цитирует ТАСС Цивилёва. Ранее он публично заявлял, что на этом мероприятии рассчитывает выйти на новые договорённости как по имеющимся, так и по перспективным проектам.
В комментарии иранской гостелерадиокомпании русский министр отметил, что на заседании межправкомиссии – помимо вопросов развития экономического сотрудничества – будут затронуты "и другие аспекты отношений".
Почему это надо делать?
Реальность заключается в том, что Иран – соседняя и очень важная для России страна, с которой должны быть максимально хорошие отношения, нравится это кому-то или нет. Царьград уже писал, что существует несколько серьёзных причин развивать отношения с Ираном, ставшим 1 января 2024 года членом БРИКС. Их стоит кратко напомнить, выделив главное.
Что с того?
Существуют совершенно грандиозные планы торгово-экономического сотрудничества – по газу, созданию транспортных коридоров вокруг Каспия и так далее. Понятно также, что реализовать их будет непросто. Хотя бы из-за вклинивания между нами других стран, на которые могут давить противники Ирана и России, связанных друг с другом непосредственно лишь по Каспийскому морю. Нельзя забывать и о финансовой стороне, цене вопроса: они велики.
Однако эти проекты надо реализовывать, начиная с тех, где можно быстрее получить выгоду. Соседство России должно быть мирным, пронизано экономическим сотрудничеством. Москва совершенно правильно делает, что в начале этого длительного процесса задаёт ему верные международные рамки: ни у кого не может быть вето на наши отношения с Тегераном.
Если Россия хочет и ей это выгодно, она будет их развивать, сколько бы в Москву ни звонили из Вашингтона и Тель-Авива с просьбами держаться подальше от Тегерана. Это наше державное право.
И последнее. Развитие связей России с Ираном во всех областях полностью укладывается в новую парадигму международных отношений – регионализацию на обломках глобализации и способность в случае чего защитить свои экономические и торговые интересы силой оружия. Мы практически соседи, у нас есть сильные ВС, нашу логистику врагам будет сложно нарушить. Значит, инвестиции не сгорят, и мы станем лучше понимать и ценить друг друга.
Причём Тегеран выгадает от этого даже больше, чем Москва: тесные связи Ирана с Россией во всех областях – это для него ещё и "страховой полис", а для нас проверка на великодержавие. Москва может при необходимости выступить и в роли посредника в контактах Ирана с тем же Израилем или США.
Американцы, кстати, полагают, что мы такую проверку пройдём. В опубликованном на этой неделе докладе аппарата директора Национальной разведки США об имеющихся угрозах для страны говорится, что кризис на Украине ускорил сближение России с Ираном, Китаем, КНДР и расширение сотрудничества между этими странами стало необратимым процессом.