Двойная угроза: США стимулируют европартнёров для сдерживания России и Китая
Очередной саммит НАТО, прошедший 14 июня в Брюсселе, не изменил кардинальной стратегии Альянса – этот агрессивный военный блок будет продолжать обосновывать своё существование выдуманными угрозами.
Но кроме России, которая заменила СССР эпохи холодной войны, в потенциальные противники теперь фактически включён и Китай.
Ещё ранее, на саммите НАТО в Лондоне в декабре 2019 года, генеральный секретарь блока Йенс Столтенберг неоднократно призывал Североатлантический альянс адаптироваться к новому вызову в виде Китая. Он тогда заявил, что "мы должны учитывать тот факт, что Китай приближается к нам" в Африке, в Арктике, в киберпространстве и даже в Европе.
Тогда все единодушно согласились впервые упомянуть Китай в декларации НАТО, подчеркнув, что "растущее влияние Китая и международная политика представляют как возможности, так и проблемы, которые мы должны решать вместе как Альянс".
Накануне последнего саммита 14 июня тему угрозы со стороны Китая активно муссировали в различных структурах НАТО и аналитических центрах стран Альянса, готовя общественное мнение. Китай официально был заранее включён в повестку мероприятия.
Например, по мнению Пьера Моркоса из "Центра стратегических и международных исследований" (Вашингтон), стратегия НАТО в отношении Китая должна иметь три составляющих.
Первое. Укрепление ситуационной осведомлённости НАТО о деятельности Китая, которая может повлиять на трансатлантическую безопасность. Союзникам необходимо улучшить своё коллективное понимание действий Китая, которые могут повлиять на коллективную оборону и устойчивость НАТО. Это требует расширения обмена разведывательными данными между союзниками, наращивания внутреннего опыта НАТО и улучшения мониторинга китайской военной деятельности в зоне ответственности Верховного главнокомандующего союзниками в Европе (SACEUR).
Второе. Углубление политической координации между союзниками и партнёрами по НАТО. НАТО должен служить политической платформой для обсуждения между союзниками действий Китая и реакции союзников на них. Это было бы частью более широких усилий по восстановлению НАТО в качестве важного трансатлантического политического форума. Аналогичным образом союзникам следует активнее взаимодействовать с четырьмя азиатско-тихоокеанскими партнёрами НАТО, а именно с Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. Более регулярные обсуждения в формате "НАТО+4" способствовали бы общему пониманию потенциала и деятельности Китая.
Третье. Расширение сотрудничества между НАТО и ЕС, чтобы помочь союзникам повысить свою устойчивость в ответ на растущее влияние Китая. НАТО следует активизировать сотрудничество с Европейским союзом, когда речь заходит о проверке и оценке китайских инвестиций в критически важные инфраструктуры союзников, обеспечении безопасности телекоммуникационных сетей 5G, противодействии китайским кампаниям дезинформации и стимулировании совместных инноваций для поддержания технологического превосходства НАТО в гонке против Китая.
Данные предложения явно указывают не только на сложившееся новое конвенциональное соглашение у атлантистов в отношении КНР, но и на глобальные аппетиты НАТО. Хотя зона интересов Альянса уже давно вышла за пределы Северной Атлантики, курс на ангажирование партнёров ставит задачей именно широкое присутствие НАТО в различных частях света, а через НАТО – доминирование США.
Джо Байден перед саммитом НАТО посетил Великобританию, где с Борисом Джонсоном они синхронизировали своё видение атлантизма. Данный визит также является показательным, поскольку именно две державы морского могущества заложили тенденцию для нового подхода и дали импульс для развития внутри НАТО и ЕС (что после выхода Британии из Европейского союза также имеет значение).
Кроме того, налицо попытка подмять под НАТО и США европейские структуры безопасности в лице зарождающихся объединённых вооружённых сил ЕС. Это может поставить крест на стратегической автономии Европы, которой добиваются ведущие игроки – Франция и Германия, – а также значительно ослабить и так довольно хрупкий суверенитет членов ЕС. Впрочем, НАТО и создавался с этой целью – служить интересам США. Просто теперь задач и ответственности у всех по отдельности и вместе взятых будет больше.
Эти изменения однозначно коснутся спектра безопасности в России и, возможно, в Китае. Адаптироваться к расширяющемуся и более активному НАТО придётся рано или поздно (лучше – раньше).
Хотя в Европе ещё остались партнёры, с которыми можно продолжать сотрудничество, а также ряд стран (например, Сербия) нуждаются в определённой поддержке со стороны Москвы, продолжение поворота к Востоку для России будет являться закономерным и логичным.
Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой Катехон.