ЕС и США оставили Россию без самолётов. На чём будем летать?

Фото: Дмитрий Бороздин/Телеканал Царьград
В рамках санкционного давления на Россию из-за спецоперации на Украине крупнейшие авиапроизводители запретили поставки своих самолётов и запчастей к ним для русских авиакомпаний. Лизингодатели же потребовали вернуть самолёты

Американская компания Boeing временно прекратила работу с авиакомпаниями из России – это касается техподдержки, обслуживания самолётов и поставок новых запчастей, сообщил журналист агентства Reuters Дэвид Шепардсон во вторник в своём "Твиттере" со ссылкой на заявление авиаконцерна.

Ранее европейский Airbus объявил, что прекращает продавать в Россию новые самолёты, а также запчасти для уже купленных. Также из-за санкций под запрет попали техническое обслуживание и страхование лайнеров. Кроме того, ряд лизингодателей, владеющих самолётами, которыми пользуются русские авиакомпании, потребовали вернуть технику, ссылаясь на условия контрактов.

Конец гражданской авиации?

Некоторые эксперты полагают, что такие меры могут надолго оставить Россию без гражданской авиации, пока страна самостоятельно не найдёт выход из сложившейся ситуации. Ведь самолёты Boeing и Airbus составляют значительную долю всего авиапарка России – до 75%, если верить заявлению главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Кроме того, около 55% всех самолётов русских авиакомпаний, по данным агентства Cirium, находятся в лизинге у иностранных собственников. Это 515 из 980 авиалайнеров.

Эксперты уточняют, что санкции исключают возможность перезаключить лизинговые контракты и обязывают расторгнуть действующие. При этом надеяться на помощь с ремонтом и обслуживанием третьих стран тоже не стоит – поставщики из ЕС включили в свои запреты пункт, который максимально усложняет эту процедуру.

По словам гендиректора Friendly Avia Support Александра Ланецкого, введённые против России санкции – беспрецедентны для истории международного авиализингового бизнеса. При этом он отмечает, что запреты ударят и по европейским лизинговым компаниям, которые не смогут быстро найти новых клиентов. При том, что в большинстве стран всё ещё действуют антиковидные ограничения, эта задача становится ещё более затруднительной.

На чём летают русские

По данным Росавиации, на конец 2021 года самолёты отечественного производства есть только в парках авиакомпаний "Аэрофлот", "Россия", Red Wings, "Ямал", "Якутия", "Алроса", "ИрАэро" и "Азимут". Ещё некоторые авиакомпании, вроде S7, используют самолёты бразильского Embraer. Представители компании пока не делали никаких заявлений касательно возможных запретов поставки самолётов или их запчастей в Россию, а власти Бразилии сохраняют нейтралитет по вопросам происходящего на Украине.

По подсчётам РБК, самолёты Embraer занимают около 3% в парке отечественных авиаперевозчиков. Всего же в России есть 23 таких самолёта. Впрочем, стоит помнить, что Embraer также зависим от поставок комплектующих из других стран, а часть производства микроэлектроники вовсе находится в США.

Обновление от 3 марта 2022: компания Embraer всё-таки присоединилась к санкциям и ограничила поставку в Россию запчастей, техническое обслуживание и услуги технической поддержки для русских клиентов. 

Обойдёмся своим?

Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов уточняет, что наибольшую проблему представляют именно запреты на техническое обслуживание и поставку запчастей – без них Россия смогла бы некоторое время обойтись самолётами, которые уже есть в её распоряжении.

Касательно возможности заместить иностранные самолёты собственными, эксперт настроен не слишком оптимистично. Ведь сегодня в мире нет ни одной страны, которая бы полностью обеспечивала все этапы производства самолётов, а русские авиалайнеры SSJ-100 и МС-21 содержат значительную долю иностранных комплектующих. И хотя в России постепенно начало появляться их собственное производство, нынешние санкции случились слишком быстро, чтобы можно было перейти на всё отечественное, особенно в части микроэлектроники.

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев подчёркивает, что модифицированный SSJ-New с отечественным двигателем ПД-8, который придёт на замену французскому SaM-146, может поступить в эксплуатацию ближе к середине 20-х годов.

С самолётами МС-21 ситуация чуть лучше – они с самого начала проектировались с двигателями ПД-14 русского производства. Доля импортных компонентов в этих лайнерах составляет менее 3%, а первые массовые образцы должны встать на крыло уже в этом году. Таким образом, в отношении этой модели главная проблема – своевременно наладить производство в достаточном количества. Касательно же микросхем и другой электроники, которой пока нет замены, их, вероятно, удастся закупить через третьи страны.

Также определённые надежды связаны с русско-китайским проектом CR929. Это дальнемагистральный самолёт, способный составить конкуренцию моделям Boeing и Airbus. Его разработкой занялись после того, как в 2018 году президент США Дональд Трамп начал с Китаем торговую войну. Власти КНР тогда предположили, что в качестве мер воздействия США попробуют ввести санкции против гражданской авиации – как показала практика в отношении России, опасения не были беспочвенными.

Гости из прошлого

Говоря об отечественном авиастроении, не стоит забывать, что SSJ-100 и MC-21 — это не единственные пассажирские самолёты, которые сегодня производятся в России. Речь идёт о "мастодонтах" советского периода, которые до сих пор строят в нашей стране, пускай и небольшими партиями.

В первую очередь это Ту-204/214, который, к тому же, имеет все необходимые сертификаты ещё и для зарубежных полётов, пускай сегодня это и не вполне актуально. Учитывая его происхождение, самолёт проектировался на полностью отечественных комплектующих, а его главная проблема – это слишком "прожорливый" двигатель ПС-90А, делавший самолёт в разы менее выгодным, чем европейские и американские конкуренты. Именно желание сэкономить заставило когда-то русские авиакомпании отказаться от этой модели – дольше всего продержалась Red Wings, эксплуатировавшая Ту-204/214 до 2018 года.

Тем не менее, производство самолётов всё ещё продолжается на заводах в Казани и в Ульяновске. Самолёты активно используют транспортные компании, в том числе иностранные, а такие страны, как Куба или КНДР до сих пор эксплуатируют пассажирские модификации.

Ещё один советский "динозавр" — это Ил-96, который также до сих пор производится в России, правда в очень небольшом количестве. Самолёты этой модели используются СЛО "Россия" для перевозки высших должностных лиц. В частности, именно на таких самолётах летают президент страны и министр обороны. Главный недостаток лайнера тот же, что и у Ту-204/214 – двигатели ПС-90А, которых на Ил-96 установлено целых четыре. Тем самым для коммерческой эксплуатации самолёт совершенно не выгоден, однако эксперты полагают, что модель можно будет модифицировать для работы с двигателями ПД-14, на которых летает МС-21.

Второй Иран

В качестве примера страны, оказавшейся в похожей ситуации, Фёдор Борисов приводит Иран. Он уточнил, что, оказавшись под санкциями, эта страна сумела найти союзников, которые были согласны поставлять в страну самолёты либо через посредников, либо попросту игнорируя запреты. В частности, сама Россия продала Ирану некоторое количество старых советских авиалайнеров.

Другой вопрос – пойдёт ли какая-нибудь страна на такие меры и связанные с ними риски ради России. Ведь даже Китай, порой, соблюдает международные запреты.

С ним согласен и Олег Пантелеев, который считает, что введённые против России санкции самым губительным образом скажутся для гражданской авиации. А с учётом размеров страны – нанесут серьёзный удар по её связанности и экономики. При этом, хотя власти страны могут запретить вывозить из страны лизинговые самолёты, это поставит крест на будущем отрасли при нормализации отношений. С другой стороны – захотят ли после этого сами русские авиакомпании связываться с иностранными партнёрами?

В беседе с "Коммерсантом" он отметил, что из-за санкций и антиковидных ограничений потребность в международной авиации и так серьёзно сократилась и ожидать, что в ближайшее время она возобновиться, не стоит. А тех самолётов, что остались в России, должно хватить для внутренних перевозок. Через несколько лет же, году к 2025, значительную часть авиапарков могут занять и русские лайнеры. Пантелеев подчёркивает, что даже нескольких десятков самолётов в год хватит для покрытия нужд.

Новости партнеров



Читайте также