ЕС уличил Кишинёв в намерении провести нечестные выборы
Президент США Франклин Рузвельт изрёк в 1939 году крылатую фразу об одном латиноамериканском правителе: "Сомоса, может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын". Этим правилом Запад руководствуется неизменно — и тогда, и сейчас. Правда, он уже не монолитен. Да и у любого правила есть исключение. Это продемонстрировал на днях Евросоюз, подвергнув сомнению способность "прозападных" властей Молдавии, которой реально управляет ориентирующийся прежде всего на США олигархат во главе с Владом Плахотнюком, провести в этом году в стране честные выборы.
Тем самым Брюссель встал фактически на сторону "пророссийского" президента Молдавии Игоря Додона, человека и политика редкой порядочности и чести. Хотя, конечно, дело, безусловно, не в моральных качествах молдавского президента, а в нежелании ЕС увидеть появление ещё одной Украины на своих границах и иметь дело с последствиями гражданской войны, в которую толкают Молдавию местные "евроинтеграторы".
Брюссель Кишинёву: Не смейте фальсифицировать выборы
Это редкое в мире большой политике событие произошло в конце февраля на заседании Совета ЕС, в котором принимали участие главы МИД стран сообщества. Они призвали Кишинёв резко усилить борьбу с коррупцией и честно провести предстоящие в этом году парламентские выборы.
Последний раз Совет ЕС обстоятельно обсуждал ситуацию в Молдавии два года назад. Недовольство министров иностранных дел стран сообщества вызвала новая смешанная избирательная система, по которой в этой стране выборы будут проходить впервые и которая может стать предметом манипуляций. Совет ЕС подверг Кишинёв критике за то, что нынешние молдавские власти не приняли во внимание "некоторые ключевые рекомендации" Венецианской комиссии и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ относительно выборов. Было указано, в частности, на риск того, что "мажоритарные кандидаты могут попасть под влияние бизнесменов или других лиц, преследующих свои частные интересы". В этой связи страны ЕС указали на необходимость взять будущие молдавские выборы под строгий контроль.
Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини при этом указала, что Брюссель не намерен вмешиваться во внутриполитические процессы в Молдавии. Её слова о том, что "должно быть чётко понятно, что у нас нет никаких внутриполитических целей" в этой стране, — это скорее реверанс в сторону "пророссийского" Додона, чем "прозападного" Плахотнюка. Понятно ведь, что на стороне большого и искреннего друга России Брюссель не собирался вмешиваться в молдавские выборы. Парадоксальность ситуации состоит в том, что ЕС, будучи в ужасе перед управляющей Молдавией мафией и её вполне открыто обнародованными намерениями фальсифицировать выборы, просьбами к Западу закрыть на это глаза фактически протянул руку помощи именно Додону. Теперь Плахотнюк и Ко уже не смогут говорить: "Европа с нами". Она не с ними.
Жёсткие условия ЕС
Разумеется, ЕС не против в некоем очень отдалённом будущем "евроинтегрировать" Молдавию, если для этого возникнут необходимые предпосылки. Но в Брюсселе со всей очевидностью не хотят повторять трагических ошибок, которые были допущены в случае с Украиной. Никаких "кредитов" желающие вступить в ЕС бывшие советские республики больше не получат.
Вывод Совета ЕС так и звучит: "ЕС подтверждает свою готовность продолжать помощь Республике Молдова, исходя из конкретного и удовлетворительного прогресса во всех сферах реформ и строгого выполнения условий". Эти условия хорошо известны: реальная борьба с коррупцией, реформа судебной системы и прокуратуры. Кишинёву была поставлена на вид и скандальная афера 2014 года, в результате которой местная элита прикарманила около одного миллиарда евро. Виновники этого до сих пор толком не наказаны, хотя всем известны.
Короче, Могерини потребовала "сильных, заслуживающих доверия действий властей в борьбе с коррупцией, в проведении судебной и экономической реформ".
Додон едет в Берлин
Президент Молдавии Додон всё это видит и понимает. Как он заявил накануне в интервью ТАСС, правящая Демократическая партия (ДПМ) стремится заручиться поддержкой США в преддверии ноябрьских парламентских выборов, "продемонстрировать, что она предана Вашингтону даже больше, чем Брюсселю, где её подвергают критике".
"В этой ситуации мы должны развивать стратегическое партнёрство с Россией и дружить с Западом. Только такая политика позволит сохраниться нашему государству. Нельзя раскалывать людей, ставить их перед выбором «или — или», так как произойдёт то, что случилось на Украине", — подчеркнул Додон. Президент сообщил, что будет говорить об этом с немецкими политиками в ходе начинающегося 1 марта визита в ФРГ.
В германской столице Додон будет также говорить о том, что ни Брюссель, ни Кишинёв не готовы к членству Молдавии в ЕС в обозримом будущем. Мало того, отметил президент, от свободной торговли с ЕС страдает молдавская экономика, так как местные производители не в состоянии конкурировать с европейскими, "получающими серьёзные субсидии".
Безумие "евроинтеграторов"
Додон указал, что правящая в Молдавии "проевропейская" коалиция "предпринимает шаги, направленные на ухудшение отношений с Москвой, чтобы угодить своим кураторам на Западе" в надежде сохранить власть после выборов. Этой цели послужили, по его словам, высылка российских дипломатов, объявление персоной нон грата вице-премьера Дмитрия Рогозина, депортации российских журналистов, политологов и даже артистов, запрет передач российских телеканалов.
Президент Молдавии обвинил нынешнюю власть в пренебрежении интересами молдавских производителей, которые стали возвращаться на российский рынок благодаря его собственным усилиям, интересами свыше полумиллиона молдавских гастарбайтеров в России, которые ежегодно переводят в Молдавию свыше одного миллиарда долларов — средства, "которые позволяют удерживать на плаву молдавскую экономику".
Додон убеждён (и в этом с ним вполне солидарен, как мы видели, Брюссель): его прозападные оппоненты в Молдавии не понимают, что когда "большие игроки начнут договариваться о преодолении нынешней конфронтации, их будут игнорировать в России, а на Западе сольют и забудут".
Согласно последним опросам, в стране число сторонников курса на "евроинтеграцию", хотя граждане Молдавии и получили право на безвизовый въезд в ЕС, упало с 2010 года с 70% до 37%. Поэтому позицию президента поддерживает большинство народа.
Стремление нынешних властей понравиться Западу, по мнению Додона, заключается ещё и в закупках у стран НАТО "ненужного для молдавской армии оружия", в то время как "денег на эти цели в бюджете страны не предусмотрено".
"Как глава государства, избранный народом, как верховный главнокомандующий, — цитирует ТАСС Додона, — я против участия нашей страны в НАТО и других военных блоках, а также против участия наших солдат и офицеров в военных операциях". Он подчеркнул в этой связи, что "если Кишинёв примет решение о вступлении в НАТО, можно будет забыть о решении проблемы Приднестровья". Согласно опросам, продолжал президент, вступление Молдавии в НАТО поддерживает менее пятой части молдаван.
По мнению Додона, "из всех «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве приднестровский наиболее близок к решению", так как "здесь давно не льётся кровь, между людьми на двух берегах Днестра нет той непримиримости, которая есть в других регионах".
Прозрачный секрет
Вот в этом-то и заключается секрет того, почему Брюссель — в противовес политикам и криминальным авторитетам, толкающим Молдавию к гражданской войне, — протянул вслед за Россией руку президенту Додону, который уверен, что "нынешний период конфронтации между Западом и Россией рано или поздно пройдёт", что "сторонам необходимо будет налаживать мосты", и который видит свою собственную страну в качестве одного из таких мостов.