Фрегат «Адмирал Горшков»: Когда лучшее не враг хорошему
Корабль, который ждали долго
В Санкт-Петербурге заступил на службу головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». А приёмный акт на него подписан ещё два дня назад. Точнее, если быть скрупулёзными, то на судостроительном заводе «Северная верфь» государственная комиссия во главе с капитаном 1-го ранга Виктором Ивановым подписала приёмный акт государственных испытаний этого корабля.
Но, тем не менее, нельзя не принять во внимание и первую реакцию флотской общественности на эту, конечно же, радостную информацию. А она выразилась примерно таким словами: «домучили», «продавили-таки», «дожали или доделали?»…
В смысле - доделали вооружение, с которым у «Горшкова» были проблемы, или дожали моряков, чтобы они, наконец, приняли корабль?
Надо признать, что основания для подобных настроений имеются. Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге больше 12 лет назад, в феврале 2006 года. А на воду спущен через четыре с половиной года, в октябре 2010-го. Первый выход на заводские ходовые испытания совершили ещё через четыре года – в ноябре 2014 года. На следующий год начались государственные испытания и, как видим, закончились только сейчас.
А ведь поначалу были планы отдать корабль флоту ещё в 2013 году.
Отсюда и реакция: «Домучили»…
Отличный корабль, который хотели сделать ещё лучше
Тут нужно подчеркнуть, что подобные разговоры ведут люди, близкие к флоту, а следовательно, влюблённые в него. На флоте других и не бывает. Вернее, они там не остаются. А раз влюблённые – значит, переживающие, ревнующие, принимающие близко к сердцу проблемы.
А проблема «Горшкова» состояла в том, что его просто хотели сделать очень хорошим. Но за этими желаниями не поспевала наука и промышленность. Правда, тоже не по своей вине. Просто адмиралы в одном смысле очень похожи на генералов: как только появляется что-то новое в области вооружений, они тут же хотят это заполучить. Даже ещё больше, потому что генерал всё же управляет войсками, а не лежит с ними в окопе, мечтая о каком-нибудь «барабуме», чтобы раз – и неприятеля не стало. А адмирал стоит на одном корабле со своими подчинёнными, и желание утопить супостата, пока он не нанёс вреда такому хорошему родному кораблю, у него такое же острое, как и у последнего матроса.
Вот и на головной фрегат проекта намеревались поставить всё лучшее. Сам корабль был практически готов действительно уже в 2013 году. Но продолжал стоять у стенки из-за не доработанной модернизированной артиллерийской установки А-192М «Армат». Точнее, сама установка калибром 130 мм уже работала, будучи начатой проектом ещё в 1980-х годах. Идея была в том, чтобы одновременно повысить огневую мощь корабля и понизить массу орудия за счёт замены 100-мм артиллерийского комплекса АК-100-МР-145 на 130-мм артустановку АК-130, а затем на её облегчённую модификацию с новой системой управления огнём «Пума».
Но потом начались 1990-е, когда руководство страны увлечённо занималось созданием экспонатов для будущих «Ельцин-центров», и опытный образец пушки А-192 начал отрабатываться на полигоне в Ржевке только осенью 2011 года. И выяснилось, что установка могла бы стать и получше.
Начали добавлять на индекс буковку «М» – «модернизированная». Результат опять устроил не совсем, и летом 2012 года разработку «Армат-Пума» прекратили, зато начали опытно-конструкторские работы по модели «Картаун-Пума». Пушечка должна была впечатлять возможного супостата по самое не могу: высота порядка 12 м с длиной ствола до 8 м, скорострельность до 30 выстрелов в минуту с непрерывной подачей боезапаса хоть до исчерпания погреба. В общем, одна очередь – и на месте одного корабля противника уже два. Правда, перешедших к занятиям дайвингом. Кроме того, установка позволяла поражать и наземные, и воздушные цели на дальности 18–23 км.
Правда, готова установка могла быть не ранее 2015 года…
Лучшее и хорошее
Ещё одна проблема, по словам источников Царьграда в военно-морской области, была в ракетах. Точнее, не проблема, а дилемма. Та же самая, что с артустановкой, - лучшее торопилось на смену хорошему. Но немножко не успевало.
Противокорабельные ракеты – какие: «Оникс» или «Калибр»? Зенитно-ракетный комплекс – «Кортик» или «Редут»? Или дождаться морского варианта С-400? Но с последним могут быть проблемы, как, например, у сторожевого корабля «Новик», который в итоге вообще остался без ПВО.
Как точно судили и рядили адмиралы, мы не знаем, но в конечном итоге сообщения пресс-службы звучали так:
Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр», а стрельбы по морским целям противокорабельными ракетами «Оникс».
Когда лучшее мешает хорошему, берём оба!
Хотя, объективности ради, надо признать, что после Сирии использование «Калибров» в качестве противокорабельного оружия стало казаться слишком жирным. Показалось соблазнительнее оснащать корабли «Калибрами» против наземных целей, тем более что помещаются они в один «стакан».
Ну, а на ПВО назначили комплекс 3К96-2 «Полимент-Редут» с пусковыми установками вертикального пуска. Но опять же – «Горшков» уже был спущен на воду, опытный образец «Редута» был ещё только поставлен на корвет «Сообразительный» для испытаний. И параллельно с испытаниями элементы «Полимент-Редут» ставили на «Адмирала Горшкова». Вот только испытания на «Сообразительном» затянулись, в том числе и из-за пожара на корабле в 2012 году («Матрос, слоняющийся без дела, подобен пушке, сорвавшейся с креплений», - сказано давно и не нами). Так что о первом успешном отражении атаки крылатой ракеты-мишени смогли сообщить только в июне 2014 года.
Впрочем, этот ЗРК в итоге получился более чем приличным: ракеты 9М96 и 9М96М выдавали режим сверхманёвренности, располагали боевой частью с управляемым полем поражения и пользовались активным радиолокационным самонаведением на конечном участке полёта. А РЛС «Полимент» комплекса имеет 4 фазированные решётки и позволяет видеть и обстреливать одновременно 16 целей. То есть сразу две «стаи» противокорабельных ракет, которые пакетами для гарантии и запускаются. При этом вероятность прямого попадания в головную часть вражеской ракеты составляет 70%, в самолёт - 80%, в вертолёт — 90%.
Что же в итоге?
А то, что царит хоть и технически, но мирное время, и прямой войны на море пока нет. Значит, время доведения корабля и его вооружений до желательной кондиции не критично. «Долго», конечно, - синоним слову «дорого» в данной области, но уж коли есть возможность покошмарить «хорошее» «лучшим» – отчего бы и нет? Так что, получается, и доделали, и дожали.
Главное, что в итоге флот получил хороший корабль, который стал отличным подарком к сегодняшнему празднику.