Гагаузские мастера беззаветно преданы своему делу – рассказываем о Николае Кройторе и его чотрах

Царьград
Чотра - национальная визитная карточка гагаузов. Без неё не проходит ни одна гагаузская свадьба, с ней встречают самых дорогих гостей. Но изготовить этот национальный сосуд способен далеко не каждый мастер, можно сказать, только избранным открывается этот удивительный дар, позволяющий создавать уникальные образы гагаузской чотры.

Гагаузскому городу Чадыр-Лунге повезло, здесь проживает и работает множество людей самых различных творческих профессий. Одним из них является председатель Ассоциации “Народные мастера Гагаузии” Николай Кройтор. О своей жизни и творческих успехах, а также о своём новом направлении – создание гагаузской национальной чотры, мастер рассказал местной газете. Кстати, чотра - это резной деревянный сосуд, предназначенный для вина и используется в особых случаях согласно гагаузским традициям и обычаям.

Любовь к творчеству Николаю Кройтору передалось по наследству

 

Детство у Николая Кройтора было безоблачное, и для это постарались оба родителя. Мама Мария была швеей, а папа Иван - закройщиком. Они-то и помогали маленькому сыну всячески раскрыть и совершенствовать свои способности, хоть и не сразу поняли, что он обладает художественным талантом.

 На талант маленького Николая обратила внимание воспитательница в детском саду, и сообщила эту радостную весть родителям. Второй раз на способности маленького Николая обратила внимание уже учительница в третьем классе.

Тогда-то родители и отдали сына в художественную школу. Это был 1974 год. Николаю было 10 лет.

“Я участвовал во многих различных конкурсах. Потом, на уроках труда, меня заинтересовала резьба по дереву. Из всех видов резьбы мне была интересна именно контурная, я ее освоил в школе. Приходилось много трудиться, чтобы успеть выполнить работу, поэтому часто работал по ночам”, - вспоминает мастер.

По словам Николая Кройтора, творческий процесс его очень увлекал. Немалый вклад в его развитие как творческого человека вложили и дедушки, которые также были мастерами. Юный Николай часто посещал мастерскую деда, которая находилась совсем рядом с домом.

Дед по линии отца, Георгий Кройтор, был столяром и плотником. Дед по линии матери, Николай Курудимов, тоже был мастером, но он еще и рисовал хорошо.

После окончания школы Николай Кройтор не сразу решил, куда поступать - особой возможности не было. Но в Чадыр-Лунге, очень кстати, было профессиональное училище, и он пошел учиться на тракториста.

Николай Кройтор прошёл школу бойца на Урале

А дальше несостоявшегося тракториста ждала служба в армии.

Юноше сказали, что он будет десантником, а оказалось - внутренние войска. Сначала была “учебка” – один месяц в Нижнем Тагиле.

“Наша воинская часть располагалась недалеко от Невьянской башни — наклонная башня, расположенная в центре Невьянска. Она была построена в 1721—1725 годах по приказу Акинфия Никитича Демидова. В подвалах этой башни Демидовы чеканили монеты. Там произошел интересный случай: узнав, что в городе служит его земляк, меня нашел один гагауз. Он должен был вскоре закончить службу. Встретившись со мной, он заговорил на гагаузском. Я и не сразу понял, что происходит, почему со мной говорят на моем родном языке? Ему сложно было говорить на гагаузском, за два года подзабыл слова. Однако мы проговорили с ним два часа. Он дал мне наставления, сказал: делай все согласно уставу, и все получится”, - отметил мастер.

Учёба на Украине и первая чотра

 

Уже после армии начались долгие поиски себя и профессиональной стези. Однажды он отправился в самый ближайший город Украины - в Болград, там-то и увидел интересное резное изделие из дерева. Это была вывеска на фасаде одного из банков.

“Мне очень нравился этот способ резьбы, я давно хотел попробовать, но не у кого было научиться. Я нашел мастеров. Одного из них звали Сергей, имя другого, к сожалению, не помню. Я им сразу сказал, что очень хочу научиться такой резьбе. Они мне дали адрес образовательного учреждения. Приехав домой, я твердо решил – надо поступать”, - вспоминает умелец.

В 21 год Николай поступил в Иван-Франковское (Украина) училище на отделение «Резьба по дереву и керамика». Оказалось, что отслужившие в армии обучаются всего 8 месяцев.

Мастер говорит, что именно в этом учреждении он прошел настоящую школу мастерства. Но любознательному молодому человеку и этого было мало, хотелось больше знаний и более отточенного мастерства. Учеба давалась легко – итоговые оценки почти все пятерки, одна четверка - по лепке. И вот пришло время выбирать тему дипломной работы.

 «И я выбрал чотру, но не полноценную, а «обманку». Но прежде, чем ее изготовить, мне необходимо было многое узнать о чотре. Я отправился в Кишинев, к Марии Васильевне Маруневич. Она очень тепло, по-матерински, встретила меня, оказалась очень приятной женщиной. Показала мне зарисовки, рассказала об этом сосуде, я сфотографировал. В итоге, я сделал чотру и защитил дипломную работу. Меня преподаватели похвалили, но сказали, что все хорошо, но вот беда – она не имеет крышечки и невозможно налить вина. Мы посмеялись. Мне так понравилось изготовление чотры, что я решил углубиться в эту тему. Есть такое изречение: «Есть мечта? Беги к ней! Не получается? Иди к своей мечте. Не можешь идти — ползи. Не можешь ползти? Ляг и протяни руку в направлении мечты!». Так и я. Долго шел к своей цели, шаг за шагом».

Сегодня основным творческим направлением Николая Ивановича является именно изготовление чотры. Чотра - это резной деревянный сосуд, предназначенный для вина и используется в особых случаях согласно гагаузским традициям и обычаям.

 Так на сегодняшний день Николай Кройтор выполнил уже немало работ. Какие-то раздал, подарил. Но до сих пор продолжает оттачивать свое мастерство, хочет дойти до совершенства, такого, какое есть в его понимании. Говорит, работа начинается с эскиза. Затем запускается сам процесс рождения изделия.

Николаю Критору исполнилось 60 лет, он планирует прожить еще несколько десятков полноценных и насыщенных лет и успеть сделать все, что запланировал.

"Иногда думаю: куда ушли мои годы? В детстве казалось, что люди так много живут – 80-85 лет. Надеюсь, что у меня еще много времени впереди, и я успею все, что задумал, сделать. Я еще полон сил. Оглядываясь назад, понимаю, что мне повезло: я встречал на своем пути много хороших людей, друзей, мастеров. Я рад, что мне удалось собрать большую команду мастеров. Официально в нашем списке 92 мастера. Но мастеров в Гагаузии намного больше. Не все считают нужным вступать в ассоциацию. Сегодня могу сказать, что моя творческая жизнь шла и идет по верному пути, несмотря на многие проблемы, с которыми я и ассоциация сталкиваемся. Я занимаюсь любимым делом, которое приносит радость сердцу и мир душе", - заключил мастер.

Новости партнеров



Читайте также