Голландцы окончательно похоронили ассоциацию Украины с ЕС
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте отправил ясное послание Киеву и его внешним спонсорам: Гаага никогда не ратифицирует соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Украиной.
Выступая в голландском парламенте, премьер заявил: "Я думаю, что в итоге мы не ратифицируем его". В переводе с дипломатического языка на общечеловеческий это означает: никогда и не при каких обстоятельствах.
Рютте привел в качестве аргумента апрельский референдум, на котором голландцы выступили против этого соглашения. Поддержали его чуть более 38 процентов участников, 61 процент высказался против. То, что референдум был "консультативным" и поэтому вроде бы необязательным для голландских властей, большой роли не играет. Еще не изжитые на национальном уровне демократические традиции страны диктовали власти не игнорировать эту более чем ясную позицию.
Это не должно вызывать удивления. Европейцы, если им предоставляется иногда такая возможность, обычно демонстрируют, что они не так глупы, как о них думают, и в каких-то вопросах, особенно тех, которые ближе к телу, их совсем не просто обмануть. Поэтому нидерландский народ, уставший от всевозможных "беженцев" и других претендентов на собственное благополучие, терпеть не может Украину и хочет держаться от нее подальше.
Подданные Нидерландов - одного из крупнейших в Европе торговых партнеров России - страдают от встречных российских санкций, введенных Москвой в ответ на санкции ЕС, причем именно из-за Украины. Они вполне разобрались, кто уничтожил малайзийский "Боинг" с голландскими пассажирами. Растущее число голландцев поддерживают внешнюю политику России и возмущены подчинением европейских элит диктату США. И в Гааге эти настроения игнорировать не могут.
Поэтому голландские политики, даже те, партии которых следуют атлантистскому курсу, заявляли, что волеизъявление народа нельзя игнорировать, даже если кому-то, а может быть, и им самим этого очень хочется. Так, например, лидер партии "Демократы-66" Александер Пехтолд указал, что если народ против интеграции Украины в ЕС, правительству не следует ратифицировать документ.
Любопытна предыстория последнего заявления нидерландского премьера по поводу отсутствия перспектив ратификации соглашения об ассоциации ЕС с Украиной. После того как голландцы заблокировали его, тот же Рютте пообещал, что Гаага не ратифицирует его, "если не найдет легального решения" по референдуму, для чего может потребоваться внесение изменений в текст документа. Премьер давал понять, что шансов на это мало, но это единственная возможность для властей найти компромисс между требованиями лояльных Брюсселю европейских правительств и волей собственного народа.
"Возможно, нам придется поменять текст, возможно, мы найдем решение, которое не будет касаться текста соглашения об ассоциации", - заявил недавно Рютте по итогам очередного саммита ЕС.
Однако ни Брюссель, ни Киев не пошли навстречу Гааге, исключив возможность внесения изменений в соглашение об ассоциации и отказавшись учесть позицию Нидерландов каким-то иным образом. Например, путем предоставления ей исключения, вроде тех, какими пользуется Дания в некоторых вопросах в ЕС.
Так, например, глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что Киев не намерен вносить изменения в текст соглашения об ассоциации с ЕС и делать какие-либо уступки Нидерландам. "Что касается разговоров о внесении изменений в текст соглашения, то мы их не ведем и вести не собираемся, а такие изменения невозможны как без нашего согласия, так и согласия всех стран - членов ЕС", - подчеркнул он. Климкин, безусловно, полагал, что на Гаагу надавят "партнеры", как они постоянно давят на Киев. И тут он наверняка не ошибся. Он ошибся в другом - что голландские власти послушно возьмут под козырек и проигнорируют мнение собственного народа, как это делает постоянно сама киевская власть.
Понятно, что Киев не хотел создавать прецедент - чтобы европейские страны имели индивидуальную возможность не пускать Украину на свой порог. Еврочиновники тоже боялись ради какой-то Украины создания очередного прецедента, чреватого анархией в собственной епархии, особенно в условиях надвигавшегося Brexit.
Заявление Рютте важно сразу по нескольким причинам. Поскольку перед вступлением в силу соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной должно быть ратифицировано правительствами всех членов союза, это означает, что из-за отказа Голландии его ратифицировать оно мертво. Эту позицию подтвердил ранее и глава МИД Нидерландов Берт Кундерс: "Пока Нидерланды не ратифицировали соглашение, оно не может вступить в силу. Как и во всех международных договорах, в первую очередь все стороны должны ратифицировать его".
В то же время Рютте заявил, что он не против, если Украина продолжит переговоры на этот счет с остальными 27 странами ЕС, куда пока входит и Британия. То, что голландский премьер в принципе допускает такую возможность, свидетельствует о том, что ЕС превращается в рыхлое объединение, где каждый делает то, что хочет. В Гааге это тоже осознают, поэтому, предлагая подобный вариант, прекрасно знают, что он нереален.
Все это указывает на то, что голландские власти и сами искренне не хотят никакой ассоциации ЕС с Украиной и просто используют неприятие этого со стороны большинства подданных королевства в качестве "алиби" перед лицом более сильных и способных испортить жизнь за неповиновение "генеральной линии" "партнеров".
Тот же Рютте неоднократно заявлял, что в интересах Украины - не сближаться с Евросоюзом, а динамично развивать отношения как с ЕС, так и с Россией. В любом случае, голландцы прекрасно понимают, что никакой Украины не будет в ЕС в ближайшие 25-30 лет, а уничтожение на пути в Европу собственной экономики и нежелание России субсидировать такого соседа приведет к чрезмерной финансовой нагрузке на сами европейские страны. Голландцы хорошо умеют считать и предвидят, что ничего от этого не получат - грабить "европейскую Украину" будут более сильные "партнеры" во главе с США, им же останутся одни издержки.