Горькая правда, о которой заставляют молчать в Европе: Теперь закроют рот русским?
Напомним вкратце эту знаменательную историю. Корреспондент Agenzia Nova Габриэле Нунциати, уже бывший, задал на брифинге представительнице Еврокомиссии Пауле Пиньо вопрос, который задают себе многие европейцы: если Россию хотят заставить "платить за восстановление Украины, придётся ли Израилю платить за Газу?"
Ваш вопрос очень интересный, но я не хочу сейчас его комментировать,
— ответила Пиньо, зная, что делает. Потому что примерно через неделю Нунциати… уволили: нет человека — нет проблемы.
Итальянские СМИ со ссылкой на руководство агентства сообщили, почему: вопрос журналиста был, дескать, "совершенно неуместен и ошибочен", продемонстрировал "непонимание фундаментальных принципов международного права".
В результате, как рассказал европейскому изданию Politico сам Нунциати, после серии "напряжённых звонков" от руководства агентства в течение нескольких дней после заданного им в Брюсселе вопроса ему сообщили, что контракт с ним расторгнут.
Это вам не Россия и даже не США
Просто ода двойным стандартам! И, конечно, скандал! Поскольку значительная часть итальянской общественности, оппозиционные депутаты считают увольнение Нунциати "постыдным", выражают с ним "полную солидарность" и поддержку "всем, кто призывает к правде, прозрачности и уважению свободы прессы". Об этом заявила, в частности, в интервью изданию Il Fatto Quotidiano депутат парламента от партии "Движение "5 звёзд" Анна Лаура Оррико.
Свирепая расправа над задавшим какой-то чиновнице Еврокомиссии волнующих многих вопрос журналистом наглядно продемонстрировала то, за что обрушился на европейцев на последней Мюнхенской конференции вице-президент США Джей Ди Вэнс: скатывание Европы к деспотии.
В США, кстати, пока такого нет: у корреспондента агентства Associated Press Мэтью Ли, которого окрестили "прожарщиком Белого дома", не отобрали аккредитацию при Госдепе за неудобные вопросы на брифингах и не выгнали за это с работы.
Почему руководство Agenzia Nova пошло на скандал? Во-первых, потому, что в Европе деспотия стала реальностью. Во-вторых, потому что речь касалась России, против которой от всех стран ЕС требуется держать единый фронт, в том числе в информационной сфере, демонизировать и расчеловечивать русских, делая из украинцев невинных ангелов, какие бы страшные преступления те ни совершали. Тем более что в Италии, и это в-третьих, в отличие от ряда других европейских стран, украинобесие по ряду причин ещё продолжается.
В-четвёртых, потому, что вопрос Нунциати подспудно содержал в себе критику Израиля, стёршего в порошок Газу после очевидно сознательно пропущенного удара (Нетаньяху нужна была "индульгенция" для жёсткого силового переформатирования Ближнего Востока) созданного им же ХАМАС, не заморачиваясь гуманитарными соображениями и наплевав на осуждение мировой общественности.
Начальство Нунциати решило, что не Италии, родине фашизма, где Муссолини под немецким давлением тоже пришлось ввести против местных евреев (среди которых было немало фашистов) ограничительные законы и где недавно снова разрешили зиговать, критиковать за что-либо Израиль. У евреев мощные политические позиции в мире, и они могут обеспечить Agenzia Nova всякие неприятности.
Но, конечно, главная причина стремительной мести: требование Брюсселя демонизировать Россию по полной, не мешать Европе готовиться к войне. Царьград подробно писал совсем недавно, зачем это делается.
Короче, если бы Нунциати подверг самой жёсткой критике Россию, его бы поощрили. Наказание же за попытку объективности — это сигнал и способ запугать тех, кто ещё не понял, что должен писать. Потому что современные журналисты в Европе — это пропагандисты, которые должны излагать только официальную точку зрения. Иные точки зрения запрещены.
И раньше были проблемы, но чтобы так…
Нельзя сказать, конечно, что это совсем новая практика. Бывали времена, когда канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, бывший офицер вермахта, мог распорядиться арестовать тираж газеты из-за не понравившейся ему статьи. Хорошо помню сервильную команду французских журналистов на саммите Евросоюза в Халкидики в 2003 году, беспрекословно подчинявшихся начальнику своей делегации. Знаю, что в Германии, где также работал, журналисты считаются достаточно высокопоставленными и высокооплачиваемыми информационными чиновниками.
Объективную информацию о России сложно было прочитать и в прошлом, но теперь вообще невозможно. Нет такого преступления, в котором бы не обвиняли или не подозревали Россию: везде русские шпионы обоих полов, диверсанты, дроны, кибератаки, компрометация власти, вмешательства в выборы. И этот вал обрушивается на среднего европейца в режиме 24/7. Даётся сплошной негатив — ЕС нужно пугало, чтобы реально объединиться в единое супергосударство. И без России тут никак.
Правдивой информации о положении в странах ЕС тоже нет: собственный негатив не видят в упор, а разговоры о нём приписывают "зловредной пропаганде" России. Враги, дескать, клевещут, и не надо быть полезными для России идиотами, повторяя и рассуждая о том, о чём не положено. И ещё — альтернативные источники информации были бы зачищены полностью, если бы не опасение ответных мер против собственных журналистов в России, которые знают, как сделать карьеру.
Пять центов от Макрона
Весьма показательно, что практически одновременно с разгоревшимся скандалом вокруг порядочного итальянского журналиста состоялось выступление Эммануэля Макрона, чей рейтинг одобрения составляет 11%, о котором поведало британское издание The Spectator.
Президент Франции призвал к установлению диктатуры государства в СМИ. По его словам, люди "совершенно неправы", используя соцсети для получения информации, и вместо этого должны полагаться на подготовленных журналистов и "авторитетные" издания. Он выдал таким образом, откуда ноги растут у случившихся с основателем Telegram Дуровым неприятностей во Франции — стране, где когда-то был провозглашён лозунг: "Свобода, равенство, братство".
Согласно Макрону (в отличие от государственных СМИ), "социальные платформы разрушают основы демократической дискуссии". В таком же духе не только высказываются, но и действуют другие современные европейские политики, считающие, что правды население их стран знать не должно, особенно пока они не упразднили полностью демократию. Чтобы голосовали, как надо и за кого надо, чтобы не приходилось делать то, что в Румынии и Молдавии…
Призвав Европу "вернуть себе контроль над демократической и информационной жизнью", то есть ужесточить его до предела, Макрон предложил запустить новую "европейскую программу защиты и регулирования". То есть сделать абсолютным политический контроль над цифровой сферой, ввести прямую и непосредственную цензуру, как при диктатурах.
Ну и, конечно, "крупнейшим покупателем подложных профилей" является, по Макрону, Россия. В сухом остатке имеем: всем заткнуть рот, кормить ложью из проверенных рук, во всём виновата Россия, упраздняем демократию и свободу слова с целью борьбы с "российской дезинформацией".
Что с того?
Самое опасной для России во всей этой истории является не демонизация русских на Западе. Там нас никогда не любили, всегда подозревали в самом худшем и, цивилизационно презирая, уважали только за силу, пока она у нас была. Демонизация даже полезна для русских, которые до недавнего времени обожали Европу при всём к себе с её стороны сволочном отношении, что периодически приводило к трагедиям. Если тебе не рады, дискриминируют, унижают, ну и идите на все четыре стороны. Такой подход поможет, избегая лукавых соблазнов, быстрее сделать из самой России конфетку, взяв себе всё лучшее, что когда-то было у Европы и ещё чуточку есть.
Реальная проблема в том, что "нашенские" чиновники привыкли за несколько столетий обезьянничать перед Западом в целом и Европой в частности, перенимая оттуда, прежде всего, то, что им выгодно. Распространяющееся в Европе поветрие замешанной на лжи тотальной несвободы может им поэтому очень понравиться. И они точно захотят, если им не дадут по рукам, позаимствовать этот западный тренд с теми же целями. И всё это под предлогом, чтобы было как в Европе. А мы чем хуже?