Госдеп США возглавил сторонник гибридной войны с Россией
Бывший директор ЦРУ и танкист Майкл Помпео, как и ожидалось, получил в Сенате одобрение своей кандидатуры на пост главы американской внешней политики. Он идеально подходит для поставленных перед ним задач — устранить угрозу гегемонии США со стороны России и Китая. Идеально потому, что добиваться этих целей США намерены не с помощью дипломатии, а путём гибридной войны, сочетающей меры экономического, подрывного и военного характера. По части экономического давления первую скрипку будет играть глава Минфина США Стивен Мнучин. А по шпионской и военной части — наш "герой", вместе с ещё более опасным, чем он, диванным стратегом-экстремистом, новым советником президента США по нацбезопасности Джоном Болтоном.
Первый день Помпео
В общем, чуда не произошло: 57 сенаторов (все республиканцы плюс шесть демократов при одном воздержавшемся) из 100 одобрили кандидатуру Помпео, после чего судья Верховного суда Сэмюэл Алито привёл нового, уже 70-го по счёту, госсекретаря к присяге.
До последнего момента не было полной уверенности, что это получится, поскольку республиканцы и демократы делят Сенат примерно поровну. Однако после того, как экс-директора ЦРУ поддержал держащийся несколько особняком от остальных сенатор-республиканец, либертарианец по убеждениям Рэнд Пол, часть демократов дрогнула и поддержала Помпео. Несмотря на его консерватизм чисто республиканского толка, близость к президенту США Дональду Трампу и репутацию "ястреба".
В ходе обсуждения его кандидатуры на этот пост Помпео всё-таки удалось убедить сенаторов, что он не является экстремистом, что он как бывший военный хорошо понимает, что такое настоящая война, как она страшна, и поэтому вовсе не желает её. И что он попытается сделать всё, чтобы США добивались своих целей не на поле боя. Помпео заявил:
Больше всего страшатся войны те из нас, кто носил военную форму... Война — это всегда последнее средство. Я предпочёл бы, чтобы цели, поставленные внешней политикой нашего президента, были достигнуты с помощью упорной дипломатии, а не путём отправки молодых мужчин и женщин на войну".
Это сработало. По оглашённому им списку противников США, виднейшее место среди которых занимает Россия, никаких особых вопросов не возникло. Некоторые сенаторы-демократы простили ему антипатию к гомосексуалистам и мусульманам. Даже то, что, как полагает старший демократ в комитете по международным делам Сената Боб Менендес, Помпео вряд ли "захочет бороться с худшими инстинктами президента" Трампа в вопросах международной политики.
"Совершенно понятно, что у него есть как харизма, так и достойный послужной список, необходимые для успешной работы госсекретаря", — заявил после голосования сенатор-республиканец от штата Техас, секретарь партии большинства Джон Корнин.
Президент Трамп тоже очень доволен. В выпущенном от его имени официальном коммюнике говорится:
То, что Госдепартамент возглавит патриот с таким колоссальным талантом, энергией и интеллектом, как Майк, станет огромным достоянием для нашей страны в это решающее время в истории".
Вскоре после одобрения кандидатуры Помпео пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс разместила в Twitter две фотографии, на которых запечатлены бывший танкист и северокорейский вождь Ким Чен Ын, тайно встречавшиеся в КНДР в начале апреля. Под фотографиями стояла подпись: "Он будет прекрасным помощником в деле президента по денуклеаризации Корейского полуострова". Намёк понятен: этот парень способен на многое, первый день Помпео на новом посту уже давно наступил.
Бурная деятельность
Не собирается новоиспечённый глава Госдепа терять время и сейчас, когда у его высокой должности исчезла приставка и. о. Он уже спешит в Брюссель на заседание министров иностранных дел стран-членов НАТО, а затем, пообщавшись с глазу на глаз с главами МИД Турции и Италии, отправится в Израиль, Саудовскую Аравию и Иорданию. По словам официального представителя Госдепа Хизер Науэрт, эти страны были выбраны её новым шефом для того, чтобы продемонстрировать их "важность в качестве ключевых союзников и партнёров в регионе". Наверняка результатом этого вояжа будут очередные пакости против России в Сирии.
В России утверждение Помпео в должности главы Госдепа сочли, по словам официального представителя МИД Марии Захаровой, "предвиденной новостью: так и должно было случиться, вот оно и случилось". В МИД России не исключают, что уже 21 мая "на полях" саммита "двадцатки" в Буэнос-Айресе может состояться встреча Помпео с его российским коллегой Сергеем Лавровым.
Помпео: опасен и очень умён
Майкл Ричард "Майк" Помпео, по сравнению с большинством других великовозрастных соратников Трампа, молод. Он родился в декабре 1963 года в Калифорнии. В 1986 году закончил знаменитую Военную академию США в Вест-Пойнте, причём первым в своём классе. До 1991 года служил в Сухопутных войсках США, в том числе в Европе и на Ближнем Востоке. Когда главный противник США — СССР — самораспустился, Помпео, видимо, решил, что сделать в этих условиях большую карьеру в армии не получится, и занялся бизнесом. Он основал компанию Thayer Aerospace, работал в нефтяном бизнесе, получил степень доктора права в престижном Гарвардском университете в 1994 году, затем подвизался в крупной юридической фирме, занялся политикой. В 2010 году впервые был избран от штата Канзас в Палату представителей.
Был активным членом "Движения чаепития", зародившегося как протест против засилья либералов в США, которое было поддержано консервативным крылом Республиканской партии. Помпео проявил себя в ключевых комитетах Палаты представителей — по разведке, энергетике и торговле, а также трёх подкомитетах примерно того же профиля, в том числе по делам ЦРУ. Он стал широко известен в стране благодаря участию в комитете по расследованию обстоятельств нападения террористов на американское диппредставительство в Бенгази (Ливия) в 2012 году, приведшее к мученической гибели ряда дипломатов, в том числе его главы. С января 2017 года по март 2018 года занимал пост директора ЦРУ в администрации Трампа, которого буквально влюбил в себя, в том числе благодаря ежедневным брифингам, которые заканчивались разговорами по душам.
Помпео умеет находить общий язык с теми, с кем нужно, в чём, наверное, проявляется его итальянская кровь. При всей своей гибкости он консерватор: решительно выступает против абортов, скептически относится к предлагаемым демократами мерам в отношении глобального потепления, не разделяет чрезмерные и нередко надуманные озабоченности по поводу проблем экологии, является сторонником доступа американцев к огнестрельному оружию, будучи пожизненным членом Национальной оружейной ассоциации. В то же время Помпео поддерживает американских производителей генетически модифицированных продуктов, подрывающих здоровье американского народа, настаивая на запрещении штатам помечать специальной маркировкой эту отраву.
Он часто критиковал экс-президента США Барака Обаму за "нерешительность" и пренебрежение интересами военнослужащих, за закрытие секретных тюрем ЦРУ. Требовал вернуть в США и казнить нашедшего убежище в России разоблачителя методов работы американских спецслужб Эдварда Сноудена. Он занимает жёсткую позицию по Ирану, поддерживая Трампа в отказе от ядерной сделки с этой страной, жёстко настроен по отношению к КНДР, чтобы вынудить Пхеньян отказаться от ядерного оружия. Выступает против закрытия тюрьмы в Гуантанамо.
Помпео: Россия — враг
Отношение Помпео к России вытекает из всего его жизненного опыта. По крайней мере, со времён Вест-Пойнта он ненавидит русских, в том числе, возможно, за то, что в 1991 году они поставили точку в его военной карьере — из армии будущий глава Госдепа при всех своих способностях ушёл в звании всего лишь капитана. Помпео системно высказался о России в ходе обсуждения его кандидатуры на пост главы американской внешней политики в Сенате.
Он заявил сенаторам, что США — "уникальная, исключительная страна, Россия — уникальная, но не исключительная", и поэтому будет наказана за то, что не такая, как все, потому что "ведёт себя таким образом, который разительно отличается от того, который мы можем когда-либо рассматривать". Иными словами, Помпео полагает, что США имеют право "распространять демократию" по всему миру и заниматься "сменой режимов", они должны санкционировать политику других стран, даже таких, как Россия: без "ярлыка" от Вашингтона никто и ни на что не имеет права.
По глубокому убеждению Помпео, внешняя политика любой страны, если она не одобрена Вашингтоном, это "агрессия", и допускать такое — значит, проявлять слабость. Из этого он сделал вывод, что "мягкую политику" в отношении России пора кончать, поскольку она поощряет Россию "действовать агрессивно". В этой связи США необходимо "восстанавливать свой военный потенциал", "проводить модернизацию ядерных средств сдерживания".
Политика в отношении России, отметил Помпео, будет очень жёсткой: "Мы наложили жёсткие санкции и выслали из США больше российских дипломатов и сотрудников разведки, чем когда-либо со времён холодной войны".
Однако, поскольку воевать с Россией в лоб Помпео не хочет, он будет пытаться делать это чужими руками, и с этой целью, в частности, "вооружить храбрых молодых мужчин и женщин, сопротивляющихся российскому экспансионизму на Украине и в Грузии". Стравить бывших соотечественников в кровавой войне, чтобы ослабить всех перед лицом гегемонии США, для Помпео было бы втройне приятно.
Россию новый госсекретарь называет "опасной" страной для США, он предвидит, что "дипломатическая работа с Россией будет сложной, но, как и во время предыдущих конфронтаций с Москвой, должна продолжаться". Помпео неоднократно заявлял, что США в любом случае должны взаимодействовать с Россией там, где это выгодно Вашингтону, например, в сфере борьбы с терроризмом. Будучи директором ЦРУ, он встречался с руководителем СВР Сергеем Нарышкиным, директором ФСБ Александром Бортниковым, приезжавшими в Вашингтон. По данным газеты The Washington Post, в мае 2017 года Помпео и сам побывал в Москве.
Подводим итоги
Таким образом, в лице нового госсекретаря Лавров получил достойного визави, а Россия — опасного врага, который знает её "ахиллесову пяту" — "блатной капитализм", благодаря которому американцы могут с надеждой на успех шантажировать российскую элиту, чем сейчас активно и занимаются. Война, которую намерен вести Помпео против Москвы в кресле главы Госдепа, будет гибридной и тотальной, возможно, даже самой что ни на есть натуральной — в "горячих точках" вроде Сирии и Донбасса, особенно чужими руками. Окружающие Трампа со всех сторон выпускники Вест-Пойнта найдут общий язык по всем вопросам.
Для России пришествие Помпео — это сигнал и, возможно, последнее предупреждение. Как было, уже не будет, как будет — увидим.