Госдума приняла бюджет стагнации
В зале пленарных заседаний – небывалый аншлаг. День ответственный – рассмотрение во втором чтении главного финансового документа страны. Его презентацию взял на себя глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. И сразу предупредил – работали до 4 утра, сделали всё, что могли.
«Наверное, много будет попыток одним словом или определений назвать бюджет. Анализ той работы, которая было проведена, позволяет сказать, что это бюджет здравого смысла», - заявил Макаров.
На здравый смысл парламентариев надеялась семья Муллагалеевых. У маленькой Розы редкое или, как его ещё называют, орфанное заболевание – болезнь Александера. Этот недуг встречается у одного ребенка из 3-х миллионов. Девочка самостоятельно не ходит и почти не говорит. Хотя, до 7 лет развивалась как все, и даже как все пошла в школу.
«В 7 лет в школу пошли, в школу ее отдали. 13 дней проучились. С бантиками такие красивые в школу пошли», - рассказала корреспонденту Царьграда Гульназ Муллагалеева, мама Розы.
В Российском регистре числится около 6 тысяч детей с редкими заболеваниями. И в силу своей уникальности помощь от государства получают далеко не все. Депутаты Госдумы предложили учесть в новом бюджете 8 миллиардов рублей на лечение таких детей как Роза.
«От этой поправки напрямую зависит жизни сотен людей, и по большей части это дети, которые просто не смогут получить необходимое лечение. Для этой группы наличие соответствующего препарата – вопрос жизни. В последующем помочь ему будет практически невозможно», - отстаивал свою позицию врач, депутат Алексей Куринный.
Но председатель комитета по бюджету и налогам убедил депутатов проголосовать против поправки, ссылаясь на необходимость сверки списков.
«Что касается орфанных заболеваний, то каждое заседание начинается с того, что комитет сообщает, что идет работа с Министерством по сверке списков. Необходимо понять точный объем. Цифра 8 млрд ни на чем не основана», - отрезал Андрей Макаров.
При рассмотрении бюджета депутатами была отклонена и другая социальная поправка об индексации материнского капитала. Эта выплата не пересчитывается с 2014 года. За это время убыль населения ускорилась в 50 раз.
«В 2018 году в России насчитывается 9,5 миллионов получателей средств материнского капитала. Мы предлагаем проиндексировать материнский капитал в первом полугодии 2018 года хотя бы на 2%, а во втором полугодии рассмотреть вопрос об индексации на уровне инфляции 2017 года. Я думаю, что эти деньги станут хорошим подспорьем для миллионов российских семей. Предлагаем подарить им в новом году больше уверенности в завтрашнем дне и поддержки родного государства», - считает депутат Александр Ремезков.
Андрей Макаров, взяв слово, заявил, государственная поддержка семей с двумя и более детьми – вопрос решенный, и не нужно вновь тратить на это время.
«Коллеги, мы с вами приняли решение о том, что индексация материнского капитала не принимается до 1 января 2020 года. Это решение законно. И никакие деньги, которые бы выделялись без изменения этого закона, не могут быть использованы», - отрезал Макаров.
Председатель комитета по бюджету и налогам не рад был и возвращению к вопросу об индексации выплат работающим пенсионерам. Депутаты предложили выделить дополнительно на эту статью 70 миллиардов рублей.
«Совсем несправедливо сегодня пенсионеры подразделяются на работающих и неработающих. Всё-таки люди, которые сегодня получают пенсию, ее заработали», - считает депутат Сергей Катасонов.
Увеличению пенсии была бы рада Манавара Муратышева из Казани. Ей приходится работать, чтобы помогать дочери и двоим внукам. Всем четверым приходится ютиться в одной комнате коммуналки.
«Всю жизнь я работала на заводе и не воровала. Вот надо было воровать…», - подтверждает слова Катасонова работающий пенсионер Муратышева.
В индексации пенсий работающим пенсионерам тоже было отказано, как и в выделении денег на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны.
«Довожу до вашего сведения, что у нас остались необеспеченными ВСЕГО(!!) 2368 человек. Дополнительное выделение средств необходимо в размере 1 млрд 36 млн рублей. Я не могу понять, почему столь незначительная сумма не может быть выделена для того, чтобы всё-таки выполнить свой долг перед этими людьми. Им всем за 90!» - возмутилась депутат Галина Хованская.
В ответ: «Покажите результат. Отклоняется поправка 102».
Отклоняя поправку одну за другой, председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров урезонивал депутатов тем, что денег нет. Мол, резервный фонд итак уже дышит на ладан. О фонде национального благосостояния с четырьмя триллионами рублей и 105 миллиардах долларов, которые вложены в американские гособлигации, господин Макаров предпочёл промолчать: «В резервном фонде правительства 60 миллиардов. А как же вопросы, которые возникают в связи с оперативным управлением – когда что-то случается в любом регионе России, и надо бросить деньги, разве мы можем в этой ситуации оставить страну без резервов? Разве много 60 млрд на год на всю страну резервов? С нашей точки зрения это мало».
На то, чтобы порезать бюджет на лоскуты, депутатам Госдумы потребовалось два с небольшим часа.
После того, как стало понятно, что бюджет принят во втором чтении, голос прорезался у министра финансов Антона Силуанова, который, оказывается, всё это время тихонько сидел на балконе. Сложилось впечатление, что главный бухгалтер страны важнейший финансовый документ вовсе не видел.
«Это и поддержка регионов, это целый ряд мероприятий в области образования, здравоохранения и так далее. Действительно, бюджет стал лучше и учел все замечания, которые высказывались при рассмотрении документа на самом начальном этапе его обсуждения. Хочу поблагодарить депутатов за работу и хочу сказать, что мы и дальше будем работать над задачами, которые высказывались сегодня», - завершил заседание министр.
Третье чтение федерального бюджета намечено на 24 ноября. Однако чудес от этого дня ждать не стоит. Все основные поправки были отклонены. Последний раунд рассмотрения – технический.