"Искупление": Современное искусство в поисках Евангельской Истины
Искусство и антиискусство
Когда православный консерватор слышит о современном искусстве, его лицо зачастую обретает весьма критическое выражение. И только люди, искушённые хотя бы в азах искусствоведения, для начала уточняют: о чём конкретно идёт речь? Дело в том, что под современным искусством мы чаще всего понимаем исключительно западные, сугубо секулярные, а зачастую и абсолютно антихристианские его образцы: то самое contemporary art, которое правильнее именовать "антиискусством".
Нет-нет, сам этот термин, этот неологизм придуман отнюдь не его критиками, но подлинным гуру данного направления Марселем Дюшаном, одно из самых известных творений которого представляет собой не что иное, как... писсуар с автографом и датой: "1917". Сложно сказать, было ли изначально нечто инфернальное в самой этой дате, ставшей для всего мира, а в первую очередь для нашей страны, точкой разрушения старого мира и вечных ценностей, но ещё четырьмя годами ранее Дюшан уже произнёс слова, ставшие манифестом антиискусства: "Неотъемлемая часть искусства — это созидание, антиискусство выражает себя в разрушении".
С тех пор прошло немало времени, и за прошедшее столетие стало ясно: да, значительная часть современного искусства — это не просто вызов традиционным ценностям, но откровенно антихристианская партия. Именно "партия" в самом худшем смысле этого слова: группа заидеологизированных людей, не терпящих инакомыслия и готовых разрушать любые чуждые им формы. И в то же самое время стремящихся "приватизировать" всё, что связано с самим термином "современное искусство". Несмотря на то, что само это искусство в реальности представляет цветущую сложность направлений, среди которых есть и те, которые не только не отрицают Христа, но либо ищут Его, либо уже нашли.
Поиск и "Искупление"
Пожалуй, самым наглядным примером этого духовного поиска являются работы, представленные в Пасхальном выставочном проекте "Искупление" в рамках открывшейся 9 апреля экспозиции в Библиотеке искусств имени Боголюбова. По словам её директора Владимира Семёнова, он много думал, как отпраздновать Светлое Христово Воскресение в библиотечных стенах, и принял решение, что "лучше, чем отметить это выставкой христианского искусства, просто нельзя".
Выставка "Искупление" стала очередным проектом Музея современного христианского искусства, созданного в 2000 году протоиереем Андреем Юревичем, который подробно рассказал телеканалу "Царьград" об открывшейся экспозиции и её главных идеях.
"Царьград": Отец Андрей, чьи работы представлены на открывшейся выставке? Почему, на ваш взгляд, важно говорить о Евангельской Истине, в том числе и языком современного искусства?
Протоиерей Андрей Юревич: В основном это люди глубоко верующие, церковные, православные христиане. Или те, кто находится на пути к этому. И здесь уже есть некоторая моя миссионерская, просветительская роль в отношении этих художников. В любом случае это люди, связанные в буквальном смысле корнями с русской культурой, которая, конечно же, в своей основе — христианская. И русская культура просто немыслима без идей христианства, без евангельского посыла, без этой замечательной закваски.
Причём на Руси это всегда высказывалось очень свободно, очень активно и обязательно вслух. И этим мы очень отличаемся от Запада, в частности, той же Америки, куда мы отправляем фотографии некоторых наших работ и слышим: "У нас такое просто невозможно выставлять, это нетолерантно!" У нас же — наоборот, и если даже кто-то это не принимает, то в целом люди понимают, что это — наша основа, и Евангелие — это то, чем Россия жила очень долгое время и к чему она сейчас возвращается, прививается, подобно дикой маслине к лозе Истины — ко Христу.
Что же касается современного изобразительного искусства, то я считаю, что это колоссальный миссионерский проект. И я неоднократно обращал внимание, что после знакомства с этими работами многие тянутся к храму, и здесь уже работа для нас, священников: катехизировать, крестить, исповедовать... Ну и, конечно, это миссионерская работа с самими художниками, с творческой интеллигенцией.
Конечно, современное искусство очень разное, оно может быть и весьма реалистичным, и резко авангардным, и даже эпатажным. Конечно, мы учитываем консервативное отношение большинства православных людей к изобразительному искусству. Действительно, то, что на евангельские темы говорит нелитургическое, нехрамовое искусство, — это нечто новое. Всё это, конечно, не иконы, это не для молитвы, но для размышления. Церковное искусство — это как Божественный свет, который освещает землю, а от земли к свету тянутся цветы, травки... И все представленные у нас работы — это и есть те самые цветы. Это размышления художников, это их сердечные движения к Свету.
Новое — это не новый эпатаж, а новое осмысление традиции
С подобным вопросом мы обратились и к известному писателю и публицисту, специалисту в области современного искусства, а вместе с тем человеку, известному своими консервативными взглядами, члену правления Русского художественного союза Андрею Новикову-Ланскому, также принявшему участие в открытии выставки "Искупление".
"Царьград": Можно ли сказать, что христианское современное искусство — это состоявшийся и вместе с тем самобытный феномен, а не нечто вторичное, производное от западного антиискусства?
Андрей Новиков-Ланской: Разумеется, неверно считать, что всё современное искусство — абсолютно антихристианское, исключительно эпатажное, провокативное. Всё, конечно, несколько сложнее. Есть замечательные художники, которые сегодня в современной манере продолжают создавать замечательные произведения, и очень часто это верующие люди, пытающиеся в своём искусстве (а подлинное искусство — это всегда поиск определённого смысла) прийти к пониманию и христианской истории, и христианской современности.
Андрей Новиков-Ланской. Фото: Телеканал "Царьград"
Обидно, что так называемое современное искусство Запада закрепило за собой само это название, хотя на самом деле это искусство очень разное. Мне кажется, что на самом деле подлинный художник всегда современен. Хотя бы потому, что он живёт не в келье, он не отшельник, а живёт в обществе. А в современном медийном обществе очень трудно спрятаться от внешнего мира. И настоящий художник в своём искусстве не может не реагировать на вызовы современности, он, конечно, всё это по-своему переживает, по-своему воплощает.
И, конечно, если мы посмотрим на произведения, представленные на открывшейся выставке, то увидим, что это — наши современники, люди русской культуры, и индивидуальная манера каждого показывает их самобытность. И невероятное разнообразие внутри христианской традиции — это то, чему современное нехристианское искусство может позавидовать. Потому что на самом деле они между собой очень похожи. И, в общем-то, даже одинаковы: в своих перформансах, в своём акционизме, в своих инсталляциях. Там нет ничего нового. Потому что новое — это не новый эпатаж. Новое — это новый смысл внутри определённой смысловой традиции. Именно это — подлинно новое, и это то, что художники, чьи работы мы сегодня видим, очень хорошо чувствуют.
***
Сложно сказать, насколько правы в своих интуициях наши собеседники, но одно то, что современное искусство представляет ту самую "цветущую сложность", о которой так много говорил великий русский консервативный мыслитель Константин Леонтьев, уже многое значит. А увидеть своими глазами образцы христианского современного искусства несложно: Пасхальная выставка "Искупление" будет работать в Библиотеке искусств имени А. П. Боголюбова вплоть до 22 апреля.
На выставке представлены работы десяти известных художников: Сергея Антонова, Ирины Зарон, Александра Корноухова, Елены Черкасовой, Сергея Александрова, Татьяны Ян, Андрея Машанова, Александра Смирнова, Сергея Элояна, Вадима Иванкина. Люди это очень разные, но они объединены самым главным: каждый из них по-своему устремлён не к чему-то преходящему, а к Свету Христовой Истины.