"Испуганный патриот". Что люди пожелали Урганту и почему лукавит Чулпан Хаматова
Почему все эти плачущие не остаются там, куда сбежали, спрашивают наши граждане. Вот, к примеру, "запутавшийся, ничего не понявший и испугавшийся" (по версии Дмитрия Пескова) очень большой патриот России Иван Ургант. В честь своего 44-летия он, одетый во всё чёрное, появился в соцсетях. Пользователи встретили его "очень радушно". Люди предложили Ивану остаться в Израиле и поработать там дворником или таксистом.
Массовый исход знаменитостей из России внезапно случился в конце февраля – начале марта, когда наша страна начала спецоперацию на Украине. Звёзды эстрады, блогеры и прочие медийные личности вдруг вспомнили, что именно в это время им необходимо подлечиться и отдохнуть за пределами Родины. Впрочем, кое-кто признавался: "стыдно мне за Россию". Некоторые шли ещё дальше и заявляли, что им "стыдно быть русскими".
Прошло не так уж много времени, как нестройные ряды беглецов и беглянок потянулись обратно. За бугром ценителей их "дарований" оказалось настолько мало, что обеспечить себе привычную жизнь на очень широкую ногу "илитка" уже не могла. А очень хотела.
Они использовали Россию, как нелюбимую жену...
К примеру, Валерий Меладзе, усердно работавший на Украине, но никогда не замечавший там ни ростков нацизма, ни ущемления русского языка, сразу после начала спецоперации впал в уныние и отправился отдыхать в Турцию. Теперь, вернувшись обратно, он готов к "чёсу" по городам России. То есть приедет, подзаработает и снова отвалит – этот сценарий у многих срабатывает многие годы. Достойно ли нам самим платить тем, кто считает, что Россия как страна не должна существовать?
Вот что об этом сказал в беседе с Царьградом бард Андрей Куряев:
Восемь лет назад, когда начали бомбить Донбасс и когда наши "звёзды" дружно все завопили, что "произошла аннексия Крыма", меня уже тогда поразило их отношение к России. Несмотря на возмущение этой "аннексией", они продолжали сниматься, выступать и зарабатывать деньги только в России.
По сути, продолжил музыкант, они использовали Россию для своего благополучия, для своего безбедного житья. Но если ты так живёшь, то нельзя говорить о России плохо. Ты тогда уезжай, живи в другой стране и с полным правом можешь выплеснуть на Россию всё, что хочешь. Это как если мужчина живёт с нелюбимой женщиной, но пользуется её любовью, её деньгами, едой, которую она ему готовит, но при это её презирает, а при удобном случае ещё и унижает.
Эта бытовая картинка настолько ярко нарисовалась в воображении Куряева, что почти сразу родилась песня "Не живи с нелюбимой страной".
Если ты раздражён и обижен
не ругайся, не брызгай слюной,
лучше будь благородно возвышен,
не живи с нелюбимой страной.
Собери аккуратно вещички,
не реви, не скандаль и не ной,
прояви перед быдлом величье,
не живи с нелюбимой страной.
И владея элитной машиной,
не тоскуй за рублёвской стеной,
без любви жить нельзя, будь мужчиной,
не живи с нелюбимой страной.
Улетай, уплывай, мир огромен,
ты достоин красотки иной,
что ты ходишь насуплен и тёмен,
не живи с нелюбимой страной.
Но тебя ведь не выдернешь, сволочь,
поседевший несчастный больной,
всем назло, завывая и ссорясь,
ты живёшь с нелюбимой страной.
Ведущая Елена Афонина задалась вопросом, а как на это реагируют наши законотворцы в парламенте страны? К примеру, первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко предложила проверять отношение украинских деятелей культуры к суверенитету России перед их публичными выступлениями.
По мнению Елены Григорьевны, проверка артистов не составит проблем, и ею должны заниматься "специально обученные люди". "Есть органы, которые должны проверять и не допускать в наше информационное пространство людей, которые подрывают наш суверенитет или унижают российский народ", – сказала Драпеко.
Какое право они имеют предавать страну, которая вас наделила наградами?
На связь со студией "Первого русского" вышла депутат Госдумы Екатерина Стенякина.
Елена Афонина: Екатерина Петровна, а вы поддержите предложение Елены Драпеко? Как я понимаю, она говорила о тех артистах, которые приезжают к нам на гастроли и гражданами России не являются. А как быть с теми, кто имеет паспорт нашей страны и, что интересно, отказываться от гражданства не собирается? Вот с ними-то что делать?
Екатерина Стенякина: Я впала в некоторое замешательство, когда после начала спецоперации некоторые деятели культуры, искусства, науки стали крайне нелицеприятно высказываться о нашей стране.
Ведь любой публичный человек имеет определённый круг последователей и поклонников, восхищающихся его талантом или знаниями. А это значит, что он так или иначе, но влияет на умы и мнения этих людей.
И когда различные деятели культуры стали в соцсетях навязывать своё мнение подписчикам, я видела, какое разочарование и непонимание возникло у многих обычных граждан нашей страны, когда они поняли, что оскорбляют их страну.
При этом многие из этих деятелей культуры, которые столь нелицеприятно высказываются о нашей стране, имеют различные государственные награды, звания народного артиста России, ордена "За заслуги перед Отечеством" и так далее.
И я пытаюсь понять: если вы являетесь заслуженными людьми, если страна признала ваши достижения, ваш талант, наделила вас почестями, сделала всё, чтобы вы этот талант смогли раскрыть в своей стране, то какое имеете вы право свою страну предавать?
И в этой связи возникает вопрос: а можно ли вообще лишить такого человека всех почётных званий и наград за предательство своей страны? Я выяснила, что в Положении о государственных наградах есть всего один пункт, который позволяет лишить кого-то государственной награды или почётного звания – это тяжкое уголовное преступление. Иных вариантов нет.
Но мы видим, как часто в обществе возникает запрос на пересмотр этой статьи. И, возможно, будет принято решение, чтобы человека, предавшего свою Родину, можно было бы лишить и госнаград, и всех присвоенных званий.
На звания они плюют, отрабатывая "повесточку"
– Я вас прерву, если позволите. Тут мы можем вспомнить в качестве примера Чулпан Хаматову. Как мне кажется, из всех этих убеганцев она поступила наиболее, скажем так, честно. Да, она сейчас в Латвии, где у неё давно прикуплена недвижимость.
Она честно отрабатывает "правильную" повестку, она общается с "нужными" журналистами, а других там и нет. Режиссёр Алвис Херманис, который в московском Театре Наций ставил спектакль с Чулпан и Евгением Мироновым, пригласил её в труппу Нового Рижского театра. Правда, спустя месяц фамилия Чулпан на сайте театра так и не появилась.
И она, отвечая на вопрос местной журналистки, не было ли у неё желания отказаться от звания народной артистки, совершенно честно признаётся, что не очень этим званием дорожит:
Я, честно говоря, к этому никогда серьёзно не относилась. Это какой-то советский [пережиток]. Если его отнимут, я его отдам. Я даже не знаю, что это даёт.
То есть они все просто плюют, простите, на эти звания, ей всё равно – будет у неё это звание или нет. А давайте вспомним, что звание народного артиста, так же как и заслуженного, даёт, к примеру, прибавку к пенсии. Для действительно заслуженной пожилой актрисы это важно, а для Чулпан Хаматовой – совершенно не проблема.
– Мне кажется, что тут Чулпан лукавит. Любому артисту важно такое признание. И когда тебе присваивают звание народного артиста, это значит, что твои заслуги признаёт вся страна – публично и официально. И нельзя так говорить – "зачем мне это надо, это пережиток, анахронизм". Если бы ей это было не надо, она бы и звание не принимала.
– Я больше скажу – она принимала дважды награды. Она получила Государственную премию – это значок на грудь вешается. Последний раз её награждали в 2015 году, в Кремле. И что человек говорит дальше? "У меня открылись глаза…"
В одном из интервью после истории с Pussy Ryot Хаматова сказала: "В какой ужасной стране я живу". Второй раз у неё якобы открываются глаза в 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией. По крайней мере в этом скандальном интервью латышской журналистке она так сказала:
После боинга мне, например, стало очевидно, что мы виноваты в этом и что мы подкармливаем сепаратистов, которые начали воевать в Донбассе.
А президент её награждает в 2015 году. Сейчас получается – она награду сквозь зубы получала. Улыбка, правда, была километровая. Ну, мы немного отвлеклись. В общем, ваше предложение – лишать этих людей всех званий и заслуг перед страной, которую они так ненавидят, я правильно понимаю?
– Я предлагаю предусмотреть законодательную процедуру, которая могла бы позволить это сделать. Сейчас такой процедуры нет вообще. И человек, который именует себя заслуженным артистом, человек, который именует себя орденоносцем, а эти награды дала ему его страна, может на свою страну плевать.
Ну, согласитесь, это просто неприлично. И я не говорю здесь про какие-то прибавки к пенсии или льготы на оплату коммунальных услуг. Нет. Это другое. Во всех этих званиях заложено очень много идеологии. Нельзя их предавать.
Программа "Не могу молчать" выходит на "Первом русском" по вторникам и четвергам в 14:00. Не пропустите!