Это измена! Миллиарды за жизни русских солдат: Генералы, которые хуже врагов
Когда похищенные на коррупционных схемах миллиарды переводят в недополученные на фронте танки, снаряды и беспилотники, это уже не просто статистика, не сухие цифры. За ними тысячи невыполненных задач, неподкреплённые атаки и непостроенные укрепления.
Два года длится череда громких арестов высокопоставленных военных. И предательство измеряется не только в деньгах, но и в непостроенных квартирах для военных, невыданных бронежилетах и снарядах. За всё наша страна заплатила сполна. Жизнями русских бойцов и мирных граждан.
Миллиарды из мусора
У гламурного бывшего замминистра обороны Тимура Иванова (отвечал в том числе за военное строительство) изъяли имущество на 1,2 млрд рублей. У другого экс-зама Сергея Шойгу, генерала армии Дмитрия Булгакова (курировал тыл), арестовали всякого добра на 180 млн рублей, и он считает эти обвинения "страшной ошибкой".
И это только то, что признано ущербом, нанесённым государству! А сколько не попало в материалы дела? Реальные суммы, есть такое мнение, наверняка гораздо больше. Но не доказано. А значит, нет обвинения.
Трещало не только за ушами: Генерал, который "съел" пайки русской армии
И вот теперь выясняется, что генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, бывший начальник Главного управления кадров Минобороны, может превзойти по масштабам предполагаемых хищений даже осуждённого "гламурного замминистра" Иванова. По данным следствия, ущерб по его делу вырос со 100 млн до 2,3 млрд рублей.
Эту сумму похитили из выделенных 7 млрд по гособоронзаказу на реконструкцию Краснодарского военного училища, которую курировал Кузнецов. Как? А просто завысили класс опасности отходов и расстояние до площадки, куда отвозили строительный мусор. Написали, что утилизировали на спецполигоне в 120 км, а оказалось, что сгружали всего в 20 км, на одной из строек Краснодара.
Хищения на 9 млрд рублей. Донецкая чиновница может переплюнуть Тимура Иванова. Решать будут по законам военного времени?
По данным источников, Тимур Иванов был тесно связан с Юрием Кузнецовым: а как ещё носителю гостайны проводить месяц каждое лето на вилле на Лазурном Берегу? Сложностей помогал избегать Кузнецов, 13 лет руководивший сверхважным 8-м управлением Генштаба, которое и ведает вопросами защиты гостайны.
Теперь Кузнецов подозревается в создании целого бизнеса на торговле допусками к гостайне для строительных подрядчиков Минобороны. По версии следствия, за каждый проект он получал откат – более 100 миллионов рублей.
Очередного генерала брали жёстко, нашли сотни миллионов: Отвечавший за гостайну расскажет о турне Иванова в Сен-Тропе
Расследование выявило отлаженные схемы: обналичивание через счета подрядчиков, использование служебного положения семьёй генерала. Его супруга, считают следователи, завышала тарифы за расселение военнослужащих в собственном отеле. Ключевой фигурой в схеме называют предпринимателя Лёву Мартиросяна, который, по данным следствия, передавал супругам Кузнецовым крупные суммы.
При обысках у генерала, чей официальный доход за 13 лет составил 47 млн рублей, обнаружили коттеджи, земельные участки, коллекционные ценности и более 100 млн рублей наличными.
Кузнецов и Мартиросян вину отрицают, называя историю, связанную с недвижимостью (которая записана на жену генерала), "совместным бизнес-проектом".
Между тем адвокат Павел Малютин в разговоре с Царьградом заверил, что лазейка – оформление имущества на родных – коррупционерам не поможет:
Суд это в учёт принимает, но здесь нужно понимать: доказывается, что супруга или родственник сам по себе, без участия условного коррупционера, приобрести бы это имущество не мог. То есть отсутствовали финансовые возможности у них. Откуда? Из воздуха, что ли?
А если посчитать?
Чтобы понять реальный масштаб ущерба, полезно перевести абстрактные миллиарды в конкретные военные единицы. Суммы, фигурирующие даже в нескольких последних делах, колоссальны.
2,18 млрд руб. (доказанные недоделки по кадетским корпусам) эквивалентны по ценам того же периода примерно 73 ракетам Р-77-1.
Информация о цене добыта "Военным обозрением" из судебного дела 2019 года. В иске Минобороны РФ требовало от ГМКБ "Вымпел" компенсацию за задержку поставки 10 ракет Р-77-1, цена одной ракеты на тот момент составляла 29,9 млн рублей.
А 180 миллионов рублей, арестованные у Дмитрия Булгакова и членов его семьи, – это десятки современных БПЛА, которые так нужны на передовой.
Эти же 180 миллионов в кармане бывшего заместителя министра обороны по тылу – больше 3,5 тысячи комплектов экипировки для солдата.
Все расчёты – лишь верхушка айсберга. Они не включают многомиллиардные хищения по делам прошлых лет, таким как, например, "Оборонсервис" (ущерб свыше 5 млрд рублей). Но каждый такой некупленный "Мавик" или комплект экипировки солдата – это новые человеческие потери на фронте. А в это время простые люди по копейке собирали на всё, что нужно было приобрести нашим солдатам, и отправляли на передовую.
Хроника коррупционных скандалов
Нынешние аресты и коррупционные скандалы не первые в истории военного ведомства. Проблема носит, говоря чиновничьим языком, "системный и хронический" характер ещё с 1990-х.
В 1992 году офицеры Западной группы войск (ЗГВ) перевели на зарубежные счета около 17 млн немецких марок; по некоторым данным, при выводе войск было продано около 1600 танков.
В 1996-м, после отставки министра Грачёва, сняли семь приближённых к нему генералов, обвинённых в растратах бюджета на особняки и иномарки себе.
2006 год. Дело генерала Знахурко, который закупил в 1999-2005 годах для войск на Северном Кавказе 14 тысяч бракованных, легко пробиваемых бронежилетов, присвоив разницу в цене.
В 2012-м грянуло дело холдинга "Оборонсервис" о хищениях при распродаже военного имущества.
В 2013 году выявили нарушения на 60 млн рублей при закупке мебели по завышенным ценам, был скандал с некачественной формой по эскизам Юдашкина и всплыли схемы хищения служебных квартир.
Впрочем, большинство приговоров в те годы были откровенно мягкими. Того же Знахурко, который попался на бронежилетах во время 2-й чеченской, сначала оправдали присяжные, а потом, когда вердикт пересмотрели, ему дали всего 4 года колонии. Вот только кто подсчитал, сколько бойцов погибло от пуль боевиков-террористов тогда из-за этого?
А 24 генерала и полковника, арестованные в начале 90-х по делу о хищениях в ЗГВ, так и вовсе почти все вышли сухими из воды – один только получил условный срок, другого амнистировали, остальные наказания избежали.
Вот так-то. Государство как бы само, ещё с самого зарождения новой России, дало понять: красть можно. Ничего страшного не будет. В итоге мы получили то, что имеем сейчас.
Менялись министры, но патология воровства сохранялась: "коррупционеры в лампасах" пользовались схемами, отработанными за десятилетия.
Однако военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец призывает не судить категорично: развал в армии, доставшейся после Сердюкова, всё же удалось остановить.
Но масштабы развала были такие, что Шойгу – даже при всей своей атомной энергии, даже за 12 лет – не мог исправить те гигантские "косяки", преступные "косяки", которые Сердюков натворил в армии,
– объясняет происходящее полковник в отставке Баранец в интервью, данном Царьграду.
А ещё наш собеседник призвал быть честными: фамилии генералов мы узнали задолго до прихода в ведомство Андрея Белоусова. И это результат как раз системной работы по выявлению "коррупционеров в лампасах".
Что с того?
А теперь давайте подведём итоги. Коррупция во время СВО, а тем более в силовых структурах, – это не бытовая проблема, а угроза национальной безопасности. Хищения на фоне активных боевых действий переводят их из разряда преступлений против собственности в разряд преступлений против живой силы армии и против страны. В целом чем не предательство и не измена Родине?
А раз так, то почему ни в одном деле нет 275-й статьи УК РФ? Коррумпированным генералам в костюмах за сотни тысяч рублей дорога не на СВО, а в "Чёрный дельфин" на пожизненное. Чтобы остальные боялись и никому не повадно было. Даже один рубль украл во время спецоперации – за решётку. Потому что нельзя. Во времена Великой Отечественной, с которой любят сравнивать СВО, ставили к стенке. Сейчас – нет. С другой стороны, как известно, официально-то и не война, и положение не военное.
Очередного генерала брали жёстко, нашли сотни миллионов: Отвечавший за гостайну расскажет о турне Иванова в Сен-Тропе
Но реформировать армию, пока идёт спецоперация, это как "не останавливая машину, заменить на ней колеса", замечает военкор "Комсомолки" Дмитрий Стешин.
Впрочем, коррупционерам схему ломают. Виктор Баранец объяснил, как это было сделано уже сменщиком Шойгу:
Надо отдать должное Белоусову. Он сейчас потребовал, чтобы финансовые органы наши, в том числе и Центробанк, отчитывались перед Минобороны, куда тратятся гигантские деньги на гособоронзаказ. Слава Белоусову! Если ему не помешают, если не перейдут дорогу, то деньги, выделяемые на оружие, от патрона до межконтинентальной баллистической ракеты, Белоусов будет видеть в своём компьютере: куда, какой рубль, какая копейка пошла.