Как Китай сыграл на страхе США перед СССР и обрёл статус мировой державы

Приморский край. 2 марта 1968 года. Китайские пограничники во время конфликта в районе острова Даманский. Фото: Фотохроника ТАСС
50 лет назад началась китайская провокация на пограничном острове Даманский, в результате которой, несмотря на военную победу СССР, китайцы не только получили сам остров, но и обрели статус мировой державы, создав предпосылки и для будущей глобальной экономической мощи

Начавшиеся 2 марта 1969 года кровавые события на острове Даманский на пограничной реке Уссури, как и ещё ряд организованных Пекином инцидентов на протяжённой советско-китайской границе, показали силу духа и преданность советских воинов, их умение воевать в самых тяжёлых условиях. Однако все мыслимые и тогда ещё немыслимые плоды этой тонкой провокации Мао Цзэдуна достались Пекину. Получив от СССР всё, что можно, он развернул, демонстрируя враждебность к Москве, политику Китая в сторону США, чем так умело воспользовались преемники «великого кормчего», и плоды чего (в хорошем смысле) пожинает теперь китайский народ.

Как часто бывает в мировой истории, каждая страна считает себя правой, а свою политику — справедливой. Поэтому если спросить русских и китайцев, кто был прав, а кто виноват в кровавых событиях на острове Даманском в марте 1969 года, то они ответят именно в этом ключе.

Напряжённость на совместной границе сознательно нагнеталась Китаем после ухудшения советско-китайских отношений с начала 1960-х годов, и было лишь вопросом времени, когда кулачные бои пограничников, выигрывавшиеся советской стороной, перейдут в плоскость применения карабинов, автоматов, пулемётов, миномётов, пушек, БТР и танков и будут увенчаны использованием СССР тогда ещё секретного оружия — РСЗО «Град», который выкосил целый китайский полк.

Кровавые события на Даманском с болью и горечью воспринимались советскими людьми, возмущёнными нападением китайцев на пограничников. Фотохроника ТАСС

События на Даманском были тщательно подготовлены китайской стороной и застали СССР врасплох, так как в Москве отказывались верить, что наши «братья навек» начнут расстреливать советских пограничников из засад, уродовать их тела, измываться над пленными и при этом обвинять Москву в агрессии против КНР. Застойному брежневскому руководству всё это было совершенно не нужно.

Как это было

В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 100 китайских военнослужащих в маскировочных халатах, с карабинами СКС и автоматами Калашникова проникли на находящийся в нескольких десятках метров от китайского берега Уссури остров Даманский, который, согласно действовавшему на границе правовому режиму, контролировал СССР. Там они устроили засаду. Когда с советского берега обнаружили, что на Даманском находятся китайские солдаты, туда отправились для выражения вербального протеста и с целью уговорить китайцев вернуться обратно две группы пограничников общей численностью в 18 человек. Они были хладнокровно расстреляны, уцелел лишь один.

Получив донесения о стрельбе на острове, туда двинулись советские пограничники с соседней заставы в сопровождении двух БТР и угодили под миномётный огонь. В одном из БТР находился старший лейтенант Виталий Бубенин, проявивший воинское искусство и смекалку, будущий первый командир спецподразделения «Альфа», который, умело маневрируя и зайдя китайцам в бок, разметал и уничтожил пулемётным огнём целую роту на льду Уссури.

После того как его БТР был подбит, старший лейтенант и будущий Герой Советского Союза пересел в другой БТР, уничтожил на нём китайский командный пункт, после чего был снова подбит и контужен, но продолжал руководить боем.  

В боях на Даманском взошла звезда будущего первого командира спецподразделения «Альфа», старшего лейтенанта Виталия Бубенина. Фото: Николай Назаров /Фотохроника ТАСС 

Бубенина сменил в роли командира оставшихся в живых пограничников младший сержант Юрий Бабанский, вспоминавший впоследствии:

Через 20 минут боя из 12 ребят в живых осталось восемь, ещё через 15 — пять. Конечно, ещё можно было отойти, вернуться на заставу, дождаться подкрепления из отряда. Но нас охватила такая лютая злоба на этих сволочей, что в те минуты хотелось только одного: положить их как можно больше. За ребят, за себя, за эту вот пядь никому не нужной, но всё равно нашей земли.

И они выстояли. В середине дня оставшиеся в живых китайцы вернулись на исходные позиции. К месту схватки стали подходить пограничники с других застав. В тылу развернулась 135-я мотострелковая дивизия с артиллерией и установками системы залпового огня БМ-21 «Град». С китайской стороны к продолжению боевых действий готовился 24-й пехотный полк НОАК численностью пять тысяч военнослужащих.

Продолжение провокации

Новый виток конфликта начался 14 марта, когда на остров направилась группа китайских солдат. После того как советские пограничники открыли по ним огонь, те отошли на свою территорию. В середине дня пограничники получили приказ покинуть остров, после чего его начали занимать китайские солдаты. Но когда на них устремились восемь советских БТР, те отступили, а Даманский снова заняли окопавшиеся там пограничники.

На следующее утро остров подвергся массированному миномётному и артиллерийскому обстрелу, после чего его начали штурмовать от 400 до 500 китайских солдат. По советским БТР и четырём танкам Т-62 был открыт прицельный огонь. Два бронетранспортёра и танк, в котором находился начальник 57-го погранотряда, полковник Демократ Леонов, были подбиты, последний — убит снайпером при попытке покинуть горящую машину. Из-за громадного численного перевеса китайцев пограничники были вынуждены отойти с острова. Но занявшие его агрессоры рано торжествовали. В пять часов вечера, наплевав на нерешительность Москвы и запрет использовать в пограничном конфликте армию, командующий войсками Дальневосточного военного округа, генерал-лейтенант Олег Лосик приказал проучить китайцев. В течение десяти минут использования «Града» китайская группировка понесла чудовищные потери, лишилась средств усиления и боеприпасов, которые взлетели на воздух, после чего мотострелки и пограничники вернули Даманский, отбив все дальнейшие попытки его захвата не считавшихся с потерями китайцев.

После того как всё успокоилось, советская сторона отвела свои войска с необитаемого и заливаемого водой при паводках острова, где их было трудно снабжать, а скоро станет и невозможно держать. На этом участке совместной границы китайцы успокоились.

Итоги конфликта и то, как его подавали в Китае

11 сентября 1969 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, возвращаясь из Ханоя в Москву через Пекин, провёл в аэропорту переговоры с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем.

Премьеры договорились о прекращении враждебных акций и о том, что войска остаются на занятых позициях и не занимают Даманский. После этого китайские вооружённые провокации везде прекратились, а самого острова к концу года не стало, после того как китайцы «мирно» засыпали отделявшую его от их берега 47-метровую протоку.

Граждане СССР и Китая активно поддерживали свои правительства в конфликте вокруг Даманского. Фото: www.globallookpress.com

Всего в ходе столкновений на Даманском советская сторона потеряла убитыми и умершими от ран 58 человек. Было также около 100 раненых. Пятеро пограничников получили звания Героя Советского Союза, в том числе трое — посмертно. Потери китайцев убитыми и ранеными составили от 700 до 1000 человек. Согласно официальной китайской статистике, они в разы меньше, но верить ей всё же не стоит. Мало ли чего можно придумать в политических целях.

Примером этого является появившаяся 4 марта передовица в ведущей китайской партийной газете «Жэньминь жибао» «Долой новых царей», в которой говорилось, что это советские войска «нагло вторглись» на китайский остров, «открыли ружейный и пушечный огонь по пограничникам Народно-освободительной армии Китая, убив и ранив многих из них». Газета утверждала, что этот «бешеный антикитайский инцидент» СССР «целиком и полностью заблаговременно спланировал и умышленно подстроил».

«Клика советских ревизионистов-ренегатов всегда враждебно относилась и относится к китайскому народу… Она не только обрушивает на Китай град инсинуаций и клеветы и усиленно занимается диверсионной и подрывной деятельностью, но и стягивает свои войска к китайско-монгольской и китайско-советской границам, беспрестанно посягает на территорию и воздушное пространство Китая и провоцирует пограничные инциденты, подвергая Китай военным угрозам. Она также всячески старается договориться с американским империализмом и реакцией всех стран и пытается сколотить так называемое кольцо антикитайского окружения», — подчеркивал китайский официоз.

Зачем Китаю это было нужно?

Между тем всё было с точностью до наоборот. Китайское руководство ещё в октябре 1968 года на пленуме ЦК КПК приняло решение о сближении с США и, чтобы заинтересовать в себе Вашингтон, обратить на себя внимание как на союзника в конфронтации с СССР, решило организовать серию вооружённых провокаций на китайско-советской границе. И это сработало.

В апреле 1971 года Пекин тайно посетил ныне здравствующий Генри Киссинджер, правая рука президента Ричарда Никсона. В ходе состоявшихся там переговоров Киссинджер заявил, что

США более не являются врагом Китая, не будут более изолировать Китай, поддержат предложение о восстановлении членства КНР в ООН.

Через несколько месяцев посланец Никсона ещё раз приехал в Китай — стороны стали сотрудничать и развивать отношения в различных областях на антисоветском фундаменте.

Место Тайваня в Совбезе ООН перешло КНР, за которой был таким образом признан статус мировой державы.

В феврале 1972 года президент США Ричард Никсон прибыл с визитом в Китай, скрепив антисоветский альянс с Пекином. По словам Киссинджера, этот курс «отражал геополитическую реальность, проистекавшую из беспокойства в связи с увеличением советской мощи», и преследовал цель побудить СССР к «сдержанности и сотрудничеству».

Сегодня Китай — самый большой друг и стратегический союзник России. Фото: www.globallookpress.com

В результате «китайская карта» помогла Вашингтону выиграть Холодную войну и устранить главную угрозу в лице СССР, а Китаю, после смерти намного хуже разбиравшемуся в экономике, чем в политике Мао Цзэдуна, — стать «мастерской мира», вписаться в глобальную капиталистическую экономику, в которой доминировали США, разбогатеть. Чтобы теперь настолько усилиться, что Вашингтон считает ныне Пекин своим главным врагом и конкурентом, причём прежде всего экономическим, но также и военным.

Китай получил всё

В 2005 году Китай окончательно урегулировал все свои пограничные претензии к России. Москва проявила благородство, согласившись с проведением межгосударственной границы по центру Амура и других пограничных рек, в результате чего Китаю отошла практически не использовавшаяся в российском народном хозяйстве территория общей площадью в несколько сотен километров.

Теперь Китай, конкурирующий с США за статус крупнейшей экономики мира, не только считается, но и является стратегическим союзником России на почве общего неприятия гегемонии Вашингтона. И всё это, если разобраться и копнуть поглубже, — результат серии антисоветских провокаций, прежде всего на острове Даманском, осуществлённых Пекином полвека назад. Примеров более удачных провокаций в мировой истории можно и не найти, как бы цинично это ни звучало.

Новости партнеров



Читайте также