Как нам отвоевать Дальний Восток
Напомним, что программа осуществлялась в три этапа:
- с 1 июня 2016 года участки могли получить только жители ДФО в одном из девяти пилотных муниципальных районов;
- с 1 октября 2016 года земля стала доступна для жителей Дальнего Востока на всей территории субъекта проживания;
- с 1 февраля 2017 года получить «дальневосточный гектар» могут все желающие граждане России в любом из субъектов ДФО.
Внедрение программы привело к созданию общественных движений и организаций, которые призваны координировать действия граждан, получивших землю. Михаил Головизин, председатель совета общественного движения «Дальневосточный гектар», уверен, что такого рода проекты – единственный способ остановить вымирание российской глубинки:
Ни для кого не секрет, что земли у нас брошены, фермы покошены, разруха за городом царит ужасная. Человеческие ресурсы нужно притягивать на землю. Я считаю, что сама по себе идея по плавному и аккуратному перемещению людей на землю правильная. Более того, я скажу, что таких желающих, учитывая три года нашей общественной деятельности, появилось достаточно много. В движение «Дальневосточный гектар» вступило порядка 80 тысяч человек, из них физически написали заявления более 25 тысяч, плюс коллективные участники движения».
Головизин уверен, что координация усилий участников программы – единственный способ добиться нужного эффекта: «На гектаре экономику не выстроишь, как ни крути. Для дачи это много, для сельского хозяйства - мало. Поэтому именно объединение в некие земельные пулы, фермерское хозяйство – это от 50 гектар, хороший советского типа совхоз - от 200 гектар. У нас есть проект и от 2 тысяч гектар - «Кедровый дар» - по спасению кедрового леса от вырубки китайцами и переработке дикоросов».
Однако существуют и определенные недоработки и ошибки, которые необходимо устранить. Так, координатор общественного движения «Дальневосточный гектар» в Приморском крае Антон Нехорошков считает, что организаторы сделали недостаточно для популяризации проекта:
Реализация программы, я бы даже сказал, не реализация, а популяризация хромает, хоть и регулярно реклама идет в многофункциональных центрах, по телевизору и в каких-то полномочных органах в кабинетах висит реклама. Но я думаю, этого маловато для того, чтобы рассказать гражданам о необходимости иметь свой земельный участок на Дальнем Востоке».
Другая проблема, которую отмечает эксперт – пятилетний срок передачи земли в собственность. По его мнению, эта мера, с одной стороны, не отпугивает спекулянтов и мошенников, с другой – не дает людям быть уверенными в завтрашнем дне:
Реальное время: Личный гектар на Курилах«А для чего срок в пять лет, если человек, допустим, указывает вид основного использования - индивидуальное жилищное строительство? И через полгода, допустим, к примеру, осуществляет это. То есть строит дом, подключает его к энергосетям, инженерным сетям, получает всю необходимую документацию на руки. Для чего этому человеку ждать 4,5 года для получения этого земельного участка в собственность? С таким же успехом он может испросить его у муниципалитета и за полгода построиться».
Программы, относящиеся к Дальнему Востоку, находятся на особом контроле в Кремле. В правительстве за них отвечает вице-премьер Юрий Трутнев, совмещающий свою должность с постом полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе.
Помимо текущих вопросов, одна из главных задач, стоящих перед властями всех уровней, заключается в том, чтобы не допустить повторения украинского сценария. Аналогичная программа в соседнем государстве закончилась тем, что землю скупили транснациональные корпорации, производящие ГМО-продукцию. Если исполнительная власть не будет следить за реализацией проекта, на Дальнем Востоке то же самое могут сделать китайские компании.