Как проект «Наставничество» помогает подросткам из детских домов обрести взрослых друзей
На протяжении шести лет на базе новосибирского фонда «Солнечный город» реализуется проект «Наставничество», в рамках которого подростки из детских домов обретают взрослых друзей. С наставниками дети обсуждают свои проблемы, учатся чему-то новому или просто проводят вместе время. Но к сожалению, сейчас не у каждого из них есть такой друг. Мы встретились с куратором проекта, Анастасией Земляновой, и узнали, как можно помочь изменить ситуацию.
С момента запуска проекта к нему присоединяются другие регионы. На момент нашей встречи с Анастасией их было 16, но с каждым месяцем число увеличивается. Так к концу 2021 года их будет уже более 20.
Анастасия рассказывает, что в каждом городе, где реализуется проект, работают куратор и психолог. Они ежедневно поддерживают наставников и подростков, помогают им выстроить доверительные отношения и справиться с трудностями в общении.
"У психолога основная задача – обучение будущих наставников и сопровождение людей, которые уже общаются с детьми. Куратор занимается организационной работой – привлечением пар, организацией обучающих тренингов, общением с детскими домами, с министерствами и наставниками"
,– рассказывает Анастасия.
Для специалистов это постоянное место работы и конечно их труд должен оплачиваться – на двоих в месяц необходимо 70 тысяч рублей (с учётом налогов). Для привлечения средств используют разные способы – гранты, помощь неравнодушных людей, оформивших ежемесячную подписку на сайтах фондов (ими можете стать и вы), а ещё – ежегодную всероссийскую благотворительную акцию «День заботы», благодаря которой удаётся разом собрать крупную сумму денег. В этом году она прошла 11 апреля.
Анастасия рассказывает, что во время акции, помимо сбора средств, у них появляется возможность больше рассказать про проект. Например, в этот раз в преддверии «Дня заботы» сняли фильм, в котором рассказали трогательную историю дружбы нескольких наставников и их подопечных.
А ещё запустили бот в мессенджере Telegram, при помощи которого показали людям кризисные ситуации и объяснили, зачем ребёнку нужен наставник. По словам Анастасии, бот был построен на реальных ситуациях – на тех случаях, которые были в парах, но в жизни, благодаря наставникам, плохое развитие событий удалось избежать.
Волонтёр или наставник?
Но на сборе средств всё не заканчивается. Проекту также нужны неравнодушные люди, готовые взять под своё крыло детей из детских домов.
- У нас в фонде есть две формы помощи детям – волонтёрство (когда команда волонтёров выезжают в областные отдалённые учреждения и общаются с командой детей) и наставничество, – говорит куратор.
Волонтёром можно стать с 18 лет, а после достижения 24 – рассмотреть возможность наставничества.
На пути к дружбе
Взрослый, решивший стать другом подростку, вначале должен заполнить анкету на сайте проекта. В ответ на неё в течение трёх дней перезвонит психолог и пригласит потенциального наставника на базовый тренинг, который проходит в онлайн-формате и длится один день. Во время этого занятия человек узнает больше информации о проекте, а затем ему назначат уже личную встречу.
- На тренинге мы рассказываем про детей, которые ждут наставника, про детские дома, с которыми нужно взаимодействовать. Рассказываем, как проходит первое знакомство, как проходит подбор пары, – уточняет Анастасия.
После обучения человек принимает решение о том, хочет он идти дальше или нет. Если ответ положительный, то необходимо собрать определённый пакет документов. В него входят флюорография, справка об отсутствии судимости, справка от психиатра и нарколога, либо копия прав и анализ крови на отсутствие сифилиса.
Анастасия приводит неутешительную статистику - 90% людей в процессе всей подготовки отсеивается.
- Например, пришли анкеты от 100 человек, из них 80 дойдут на первый тренинг, 50 – на второй, 25 человек принесут справки и только 10-15 дойдут до встречи с ребёнком, – говорит куратор.
И дело здесь не в отказе кандидатам, чаще всего люди сами по каким-либо причинам принимают решение остановиться. Благодаря работе психологов, это происходит до знакомства с детьми.
- Для нас самое страшное, если человек начнёт внезапно пропадать уже познакомившись с ребёнком, такого у нас не было. Бывали случаи, когда мы закрывали пары по каким-то объективным причинам. Например, человек переезжал в другой город, – говорит Анастасия.
Для оставшихся же 10% наставников специалисты подбирают пару. Кстати, здесь учитываются пожелания и детей, и взрослых.
После следует один из самых волнительных моментов в проекте – знакомство. Первая встреча происходит на базе детского дома с психологом и с куратором проекта.
- Наставника и ребёнка представляют друг другу, и дают возможность пообщаться полчасика вдвоём. В этот момент каждый рассказывает про себя, после они договариваются, когда встретятся в следующий раз уже в спокойной обстановке, – рассказывает Анастасия.
Первые два месяца по правилам проекта пары встречаются на территории детского дома, затем уже предоставляется возможность выезжать в город, посещать вместе какие-то интересные места или ходить в гости к наставнику.
Наставник поможет
Со временем общение между взрослым и ребёнком становится более неформальным. Они уже сами договариваются о встречах, решают, как будут проводить досуг. Единственное, специалисты проекта просят наставника навещать подопечного раз в неделю хотя бы в течение первого года их общения. Это необходимо для того, чтобы ребёнок привык, что у него в жизни есть человек, которому он не безразличен.
Анастасия объясняет, что подростков специально знакомят с наставниками пока они ещё находятся в детском доме. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка была возможность узнать наставника получше, научиться ему доверять, чтобы после выпуска он смог обратиться к нему за помощью.
- К незнакомым людям они не станут обращаться, к человеку, который не нравится – тоже, а наставнику смогут задать вопрос, который может показаться ребёнку глупым. Например, что делать если потерял паспорт или заболел зуб, – рассказывает Анастасия.
И таких вопросов возникает очень много, ведь в детском доме за подростков практически всё делают взрослые. Они не выбирают что съесть на завтрак, не знают, как пользоваться стиральной машинкой, плитой, как купить продукты или как их взвесить. Пока же ребёнок общается с наставником и живёт в детском доме у него есть возможность немного подготовиться.
Куратор рассказывает, что дети после 9 класса поступают в колледж и живут в общежитии, потом выпускаются и оттуда.
- По идее по достижению 18-летия им должны выдавать жильё, но такое в нашем регионе происходит крайне редко. У нас огромная очередь и это очень большая проблема, которой озадачены все: дети, наставники, детские дома, – говорит Анастасия.
В такой ситуации единственный вариант для выпускников – идти работать для того, чтобы снимать комнату. И здесь появляется проблема с трудоустройством – со средне-специальным образованием и без опыта работы попасть сразу на нормально оплачиваемую работу сложно.
Анастасия рассказывает, что существуют социальные гостиницы, постинтернатные службы, но подростки хотят самостоятельной жизни, к тому же они знают, что по закону им должны дать жильё, а по факту своей очереди приходится ждать 8 или 10 лет, а потом ещё придётся обращаться в суд. Здесь на помощь приходят наставники. Вместе с детьми они составляют исковые заявления, ищут юриста, собирают справки и все необходимые документы.
Дружба состоялась?
Летом в проекте подводят своеобразные итоги. Так как большинство наставников знакомят с детьми осенью, то в июне специалисты уже могут оценить каких результатов удалось достигнуть в паре за учебный год.
- Мы проводим большое анкетирование, интервьюируем каждого участника – ребёнка, наставника, воспитателей в детском доме. Спрашиваем, чем чаще всего они занимаются вместе. Узнаём о том, как изменилась их жизнь в связи с участием в проекте, чего бы они хотели достичь в следующем году, есть ли у них какие-то планы, хотят ли вообще продолжать. 99% наставников и детей отвечают, что они планируют общаться и вообще не понимают, как можно прекратить дружбу, – рассказала куратор.
Проверено на себе
Кстати, Анастасия, как и все участники проекта (это не обязательное условие работы в нём), тоже является наставником. Её подопечному Славе осенью будет уже 22 года.
Познакомились они ещё до того, как появилось «Наставничество». Он жил в детском доме, а она работала в службе, расположенной на территории учреждения.
Слава приходил в службу, мы с ним много общались. Он привязался. Когда мы переехали в другое место, то всё равно продолжили общаться, – рассказывает Анастасия.
Вместе они готовились к экзаменам, потом выбирали колледж. Анастасия говорит, что Слава самостоятельный, социализированный и грамотный. Сейчас он закончил колледж и устроился на работу.
- Он уже взрослый и мы практически общаемся наравне. Он может мне помочь с ремонтом, нормально общается с моим маленьким ребёнком, бывает в гостях. Я могу его попросить к маме поехать почистить снег, а он может меня попросить помочь по работе, – говорит девушка.
Слава не считается участником проекта, но общение с ним помогло Анастасии при построении «Наставничества». По её словам, это повлияло на принятие определённых правил, помогло эмоционально понять то, что чувствуют наставники. Анастасия признаётся, что в их дружбе тоже были разные периоды.
- Он хоть и социализированный, но в подростковом возрасте был эмоционально нестабильным, как и все детдомовские ребята не доверял людям в принципе. Проверял меня, ругался специально много раз, чтобы посмотреть на мою реакцию. На тот момент я ничего не понимала и у меня не было психолога-супервизора, который бы сказал: «Насть, нормально всё. Пройдёт». Теперь я уже наставникам рассказываю, что детям нужно время, чтобы посмотреть, что несмотря на ссоры, вы к нему всё равно нормально относитесь, а не как его друзья. У нас же и с друзьями такое бывает, и с родственниками, да и вообще со всеми людьми, с которыми мы соприкасаемся. Это проект про отношения, про эмоции, про общение. Он в первую очередь очень интересный и эмоционально заряжающий, а уже во вторую - сложный и ответственный. Насколько бывает сложно, настолько бывает здорово! – рассказывает куратор.
Напоследок Анастасия говорит, что обучение наставников проходит раз в месяц, для этого нужно много анкет на сайте, по ним всегда есть недобор. Только в Новосибирске около 30 детей по-прежнему ждут наставников, стать которым может практически каждый неравнодушный взрослый.