Кипрская смута: Падёт ли «православный офшор»?
Кипрская Православная Церковь — одна из древнейших Поместных Церквей. Далеко не самая крупная по числу приходов и находящаяся ближе к концу в православном диптихе по «первенству чести», она была основана ещё апостолом Варнавой в середине I века от Рождества Христова. При том, что Республика Кипр является одним из самых маленьких государств на планете, чьё население составляет менее миллиона человек, на Кипре сосредоточено множество православных святынь, в числе которых — более 40 действующих монастырей и 500 храмов.
Религиозный туризм, в первую очередь из стран Русского мира, здесь развит очень широко и является существенной статьёй доходов республики, хотя, конечно же, уступает офшорному рынку. Именно поэтому Кипр является не только финансовым офшором, но и своего рода религиозным. От остального Греческого мира его отличает, в том числе, и то, что Кипрская Церковь в своё время получила автокефалию не от Константинопольского, а от Антиохийского Патриархата. И хотя сегодня Фанар оказывает огромное влияние на Никосию, православные киприоты дорожат своей церковной независимостью.
В сегодняшней церковной смуте, начавшейся с вторжения Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине, его вступления в общение с украинскими раскольниками-националистами и создания под его эгидой псевдоправославной секты ПЦУ (также известной как СЦУ), Церковь Кипра формально занимает «нейтральную» позицию. Однако, как и светское руководство республики, политически тяготеющее к блоку НАТО, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II тяготеет к Фанару. Более того, ещё в 2011 году Кипрский Предстоятель делал заявления, в которых выражал недовольство «слишком влиятельной» позицией Московского Патриархата в Православном мире:
«Русские стали христианами в десятом веке, а мы — в первом. Наша Церковь древнее Русской на тысячу лет. Мы требуем уважения. Действительно, на вопрос Вселенского Патриархата мы заявили, что считаем, что должны занимать пятое место».
В феврале 2019 года Кипрский Синод издал отдельное коммюнике по украинскому вопросу. С одной стороны, он отстранился от признания ряженых самозванцев из ПЦУ «автокефальной Церковью». С другой, как подлинные греки, исполненные пресловутого византийского лукавства, знакомого русским со времён, описанных в Повести временных лет, они выразили почтение в адрес Константинопольского патриарха Варфоломея, отвесив в сторону Фанара изрядный комплимент:
Объявление о предоставлении автокефалии Украинской Церкви Вселенским Патриархатом произошло с целью примирения и достижения единства местной Церкви. Эту цель мы не подвергаем сомнению.
С этого времени прошёл почти год, и за этот год Архиепископ Хризостом II постепенно всё больше склонялся к поддержке фанариотов. И хотя украинских раскольников он до сих пор не признал, главным виновником в сегодняшнем разделении Православного мира он считает... Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которого прямо обвинил в своём относительно недавнем интервью кипрскому изданию Politis, известному своей проамериканской позицией:
Всё идет к расколу. А раскол — величайший грех. Не понимаю, он (Патриарх Кирилл — прим. Царьград) хочет быть первым. А я ему сказал, что первым ему не быть: "Семнадцать прошедших веков закрепили первое место в православном мире за Константинополем. Всё, точка. Не обманывайся. Пойми это". Но его эгоизм не даёт ему это сделать.
А вместе с Предстоятелем Русской Церкви Архиепископ Хризостом II обвинил в нарушении «нейтралитета» трёх архиереев своей же Кипрской Церкви: митрополитов Никифора Киккского, Исайю Тамасосского и Афанасия Лимассольского. Подобно нескольким иерархам Элладской церкви, выступившим против признания ПЦУ её синодом во главе с архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом, эти три архипастыря заняли твёрдую консервативную позицию.
Сегодня перечисленные кипрские иерархи не только поддерживают каноническую Украинскую Православную Церковь (самоуправляемую, но неотъемлемую часть Московского Патриархата) и её Предстоятеля — Блаженнейшего Мирополита Киевского и всея Украины Онуфрия, подлинного исповедника наших дней, — но и не боятся критиковать Фанар. И эти поддержка и критика очень важны не только для Русской Православной Церкви, но и для всего Мирового Православия, вот уже больше года балансирующего на грани раскола, невиданного со времён Великой схизмы 1054 года.
И здесь есть один очень интересный момент, на который обращают внимание коллеги с украинского сайта «Союз православных журналистов». Совсем недавно сотрудники издания Politis начали травлю Предстоятеля Кипрской Церкви, шантажируя его делом 2015 года, когда некий малайзийский финансист Джо Лоу, объявленный в международный розыск за мошенничество, пожертвовал на нужды Кипрской Архиепископии 300 000 евро, за что владыка Хризостом II ходатайствовал о предоставлении малайзийцу гражданства Республики Кипр. Согласитесь, на этом фоне интервью тому же самому изданию с резкой критикой в адрес Московского Патриарха играет новыми красками.
И здесь нужно заметить, что если в Элладской церкви голоса архиереев-консерваторов теряются среди более сотни откровенных сторонников Фанара и «неопределившихся», то в Церкви Кипра правящих архиереев, включая Предстоятеля, всего 10. Хотя среди них уже есть один, митрополит Константский Василий (Караяннис), 30 ноября 2019 года «сослуживший» на Фанаре с ряженым самозванцем из ПЦУ, лжеархиепископом Евстратием (Иваном Зорёй), одним из ключевых идеологов украинского раскола. Это трагическое для Церкви Кипра событие особо отмечают в своём обращении к Архиепископу Хризостому II консервативно настроенные митрополиты:
Существует ли благословение на это? Да или нет? Является ли это нарушением решения Священного Синода Кипрской Церкви о "нейтралитете" по данному вопросу?
Разумеется, эти вопросы являются риторическими. Владыки Никифор, Исайя и Афанасий всё прекрасно понимают. Причём старший по хиротонии среди них, митрополит Афанасий (Николау), давно известен своим последовательным церковным консерватизмом и в 2010 году активно выступал против визита на Кипр папы римского, публично называя римо-католицизм ересью и обличая политическую деятельность Ватикана.
А потому есть надежда, что эти архипастыри смогут удержать Архиепископа Хризостома II от предательства канонического Православия, а Церковь Кипра — от падения в раскол.