Конфликт на грани "разморозки". Кто провоцирует эскалацию в Приднестровье
В канун 25-летия с момента начала миротворческой операции в Приднестровье (ПМР) парламент Республики Молдова вместо того, чтобы искать пути к примирению и диалогу, предпринял действия, которые можно квалифицировать не иначе как провокацию. Провокацию, которая может иметь далеко идущие последствия, вплоть до повторной дестабилизации ситуации в регионе.
Двойные стандарты молдавских унионистов
21 июля 2017 года правящая коалиция в лице Демократической партии Молдовы и примкнувших к ней Либеральной и Либерально-демократической партий приняла декларацию о выводе миротворческого контингента Вооруженных сил России с территории Приднестровья. По мнению парламентского большинства, нахождение в Приднестровском регионе российских миротворцев является нарушением конституционных норм, касающихся суверенитета, независимости, территориальной целостности Молдовы, а также норм международного права.
Молдавские парламентарии заявили о необходимости превратить миротворческую операцию на Днестре в некую гражданскую миссию под международным мандатом.
Стоит отметить, что декларация молдавского парламента вызвала резкую отповедь со стороны президента Молдовы Игоря Додона, позиционирующего себя приверженцем мирного урегулирования конфликта в Приднестровье, сохранения и развития политических, культурных, экономических и иных связей с Россией. В своем заявлении Додон назвал демарш парламентариев не иначе как провокацией, направленной "на ухудшение отношений с Российской Федерацией и подрыв тех успехов, которых удалось достигнуть совместно с российским руководством, а именно, в области экспорта молдавской продукции, ситуации с мигрантами, регионального сотрудничества, образовательных и гуманитарных программ".
Молдавский лидер напомнил, что это далеко не первая подобного рода провокация со стороны радикально прозападных унионистских сил. До этого ими уже предпринимались крайне конфронтационные шаги, заключавшиеся в высылке из страны российских дипломатов, попытках запретить вещание российских каналов, отказах от участия в структурах СНГ. Буквально за день до соответствующего заявления по Приднестровью Министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдовы предприняло попытку под явно надуманным предлогом запретить прилет в Кишинёв вице-премьера России Дмитрия Рогозина на самолёте Минобороны РФ, что также вызвало резкое осуждение со стороны молдавского лидера. Додон обвинил правительство в двойных стандартах, указав на то, что у министров не вызывало никаких вопросов посещение страны группой высокопоставленных чиновников Пентагона.
Отметим, что в ходе голосования в парламенте Молдовы по антироссийской и антиприднестровской декларации о необходимости вывода миротворческого контингента 23 депутата от президентской Партии социалистов в знак протеста покинули зал заседаний.
Порошенко поможет задушить Приднестровье
Принятая молдавскими депутатами декларация, конечно же, не имеет никакой юридической силы. Сам факт ее появления совершенно не означает, что Москва тут же задумается о необходимости прекращения 25-летней миротворческой миссии на Днестре, благодаря которой в регионе сохраняется мир и относительно стабильная политическая обстановка.
Тем не менее это далеко не первый провокационный шаг молдавских властей, целью которого является, с одной стороны, дестабилизация ситуации в приднестровском регионе явно не без отмашки их западных кураторов, с другой стороны - попытки дискредитации президента Додона и его курса на сближение с Россией. При этом ближайшими союзниками молдавских сторонников силового варианта реинтеграции Приднестровья выступают их киевские "партнёры".
Пришедшая к власти в результате государственного переворота на Украине в феврале 2014 года нацистская клика открыто декларировала намерение покончить с форпостом России на Днестре. Еще в течение 2014-2015 годов Киев прекратил действие всех соглашений о транзите из России в ПМР через свою территорию, тем самым установив режим односторонней блокады Приднестровья.
13 февраля 2017 года, спустя полтора месяца после вступления Игоря Додона в должность президента Молдовы и через месяц после его первой встречи с лидерами России и Приднестровья Владимиром Путиным и Вадимом Красносельским, глава правительства Молдовы Павел Филип посетил Киев, где был принят первыми лицами украинского режима. Представители Киева и Кишинева договорились о введении совместных пунктов приграничного контроля на приднестровско-украинском участке границе. В Тирасполе это было расценено не иначе как попытка установления полной блокады ПМР. Ровно неделю назад, 17 июля 2017 года, Филип и Порошенко открыли первый совместный КПП на участке "Кучурган" (Украина) - Первомайск (Приднестровье).
"Мы, Украина, готовы максимально способствовать восстановлению территориальной целостности, суверенитету Молдавии и делать все для того, чтобы восстановить то, что 25 лет тому назад было спровоцировано и имеет такие тяжелые последствия для сотен тысяч людей, которые сегодня проживают в Приднестровье", - заявил на церемонии открытия КПП в Кучургане Пётр Порошенко, чьи методы по "восстановлению территориальной целостности" привели к восстанию в Донбассе и гибели тысяч человек.
Появление совместного украинско-молдавского пункта пограничного контроля на участке границы между Украиной и ПМР вызвало резкую отповедь со стороны Игоря Додона. Молдавский лидер пообещал закрыть этот КПП в том случае, если Приднестровье начнет нести серьезные экономические убытки.
Ещё один серьезный выпад в адрес Приднестровья был сделан Конституционным судом Молдовы в начале мая 2017 года. Тогда данный орган судебной власти удовлетворил требование Либеральной партии о признании Приднестровья "оккупированной территорией". Также было заявлено, что пребывание в ПМР российских миротворцев якобы нарушает принцип нейтралитета и суверенитет Молдовы. Додон расценил данное постановление Конституционного суда, пять из шести членов которого имеют румынское гражданство, как прогиб перед унионистами, которые "хотели и букву Конституции соблюсти, но и свое румынское гражданство не скомпрометировать". Нынешнее провокационное заявление парламента Молдовы о необходимости вывода из Приднестровья российских миротворцев базируется именно на этом решении Конституционного суда страны.
К чему приведет молдавское двоевластие?
Четверть века назад именно прибытие российских миротворцев в зону вооруженного конфликта на Днестре позволило остановить кровопролитие. И сегодня единственным гарантом мира и спокойствия на Днестре является Россия. Поэтому настойчивые попытки отдельных политиков, предпринимаемые явно не без отмашки со стороны их вашингтонских и брюссельских кураторов, поставить под сомнение правомочность пребывания в ПМР российских миротворцев, преследуют собой цель вновь превратить Приднестровье в очаг напряженности с перспективой появления на постсоветском пространстве очередной горячей точки. В определенных условиях этот процесс приобретает почти необратимый характер.
С победой в ноябре 2016 года на президентских выборах в Молдове лидера Партии социалистов Игоря Додона появилась призрачная надежда на то, что диалог по Приднестровью и многим другим вопросам будет найден. Однако пока ему препятствует ожесточенная внутриполитическая борьба между суверенистскими промолдавскими силами, представителем которых является президент Молдовы, и прозападными унионистскими силами, ориентированными на углубление евроатлантической интеграции Молдовы, и в конечном итоге потерю страной суверенитета. Значительная часть действующего состава правительства и парламентское большинство являются приверженцами именно такого курса, который активно поддерживается в первую очередь Бухарестом.
Есть все основания полагать, что в начале осени 2017 года нас ожидает новая фаза политического кризиса в Молдове, связанная с противостоянием этих полярных сил. Так Игорем Додоном инициировано на 24 сентября проведение референдума, ключевым вопросом которого станет расширение полномочий главы государства и проведение досрочных выборов в парламент.
Стоит ли говорить о том, что уже сейчас представители прорумынского парламентского большинства и правительства пытаются всеми способами воспрепятствовать проведению этого акта народного волеизъявления. После того как депутаты отказались придавать референдуму статус конституционного, президент вынужден был заявить о его консультативном характере. При этом Додон подчеркнул, что после проведения данного голосования у него будет больше аргументов, чтобы привести народ в парламент и добиться от законодателей выполнения воли своих избирателей.
Пока же в Молдове по факту царит двоевластие, которое серьезно сказывается как на внутриполитическом развитии страны, так и на ее отношениях с соседями - в первую очередь с Россией. И главная опасность заключается в том, что волна антироссийской истерии со стороны части молдавского политического истеблишмента приобретает не только форму откровенного фарса, но и провоцирует серьезную конфронтацию с непредсказуемыми последствиями.
Читайте также:
Молдова: противостояние патриотов и евроинтеграторов набирает обороты