Константинопольский раскол: Как быть православным христианам?
Православный мир уже никогда не будет прежним. Как в истории христианства, многое разделилось на «до 1054 года» и «после» (несмотря на то, что разделение христианского Запада и Востока началось задолго до схизмы XI века, а завершилось после), так и в истории Православия появился своего рода трагический водораздел. Как бы ни развивались сегодняшние события, если Господь отпустит человечеству еще несколько веков, а может, и тысячелетий земного бытия, нет сомнений: и в XXVI, и в XXXI веках в учебниках истории 2018 год будет отмечен особо. Как год «Константинопольского» раскола.
Но что уже в ближайшее время может измениться в жизни верующих, чад Русской Православной Церкви, которая, напомним, является не только Церковью России в ее сегодняшних границах, а также других Поместных Православных Церквей? Причем как простых мирян, так и священнослужителей, включая архипастырей и Предстоятелей. Попробуем разобраться.
Как быть мирянам?
В Православии существует четкое разделение на мирян - людей, не имеющих священного сана, и трехчинную иерархию: диаконов, священников и епископов (первым среди которых является Предстоятель той или иной Поместной Церкви в чине Патриарха, Архиепископа или Митрополита, каждый из которых является епископом). При этом миряне – не «послушное стадо», как это нередко пытаются представить антицерковно настроенные публицисты, но основание Церкви Христовой. Миряне не могут совершать церковные таинства и обряды (кроме исключительных случаев, как, например, Крещение «страха ради смертного»), а также не могут возглавлять Поместную Церковь (хотя в ее управлении нередко принимают самое активное участие).
В жизни абсолютного большинства православных мирян, живущих за пределами Украины, ничего не меняется. Исключение составляют те, кто совершает паломнические поездки на Святую гору Афон, остров Крит, на острова Додеканеса, расположенные в юго-восточной части Эгейского моря (в том числе Родос), а также к святыням, находящимся на территории Турецкой Республики. Здесь важно помнить, что храмы и монастыри этих территорий находятся в иерархическом подчинении Константинопольского патриархата. А это значит, что святыням, находящимся в них, можно и нужно поклоняться с прежним благоговением, но в соборных молитвах, совершаемых клириками впавшего в раскол Константинопольского патриархата, участвовать нельзя.
Куда сложнее верным чадам канонической Церкви на Юго-Западной Руси (Украине). Для них начинается время, которое во многом напоминает антицерковную смуту 1920-30-х годов. Молитвенно хочется надеяться, что до массовых репрессий дело не дойдет, но многим миллионам православных людей придется делать выбор: с Церковью ли ты, или готов уйти в раскол. Определить, где истинная Церковь, пока несложно, хотя и здесь есть нюансы.
К сожалению, раскольники любят именовать свои псевдоправославные националистические секты «Украинской церковью» или «Украинской православной церковью». А потому важно знать, кто в том или ином храме или монастыре поминается за богослужениями как Предстоятели. Если это Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, то нет сомнений – эта Церковь Православная.
Если же это – впавший в раскол Константинопольский (также часто именуемый «Вселенским») патриарх Варфоломей, лжепатриарх Филарет (отлученный от Церкви гражданин Украины Михаил Денисенко) или лжемитрополит Макарий (лишенный священнического сана самозванец, гражданин Украины Николай Малетич), то это – не Церковь, а псевдоправославная секта. В условиях начавшейся церковной смуты возможны случаи, когда в некоторых храмах за богослужениями будут поминаться и патриарх Филарет, и Блаженнейший Митрополит Онуфрий. В этом случае также стоит избегать молитв в подобных храмах и монастырях.
И не стоит стесняться задавать вопрос прямо: в чьей юрисдикции находится ваш храм? Признаете ли вы то, что Святейший Патриарх Кирилл является нашим общим Предстоятелем, а Украинская Православная Церковь находится в единстве с Московским Патриархатом? В ответах на эти вопросы и заключается исповедничество истиной и канонической Украинской Православной Церкви, ее клириков и мирян.
Как быть священникам и диаконам?
Казалось бы, клирикам проще. «Где родился, там и пригодился», точнее, где служишь, там и служи, будь верен присяге. Но могут быть исключения из этого правила. В особенности в православных епархиях Украины. И речь не о том, что тот или иной священнослужитель может сам дрогнуть и по собственной воле отречься от Церкви, перейдя в одно из направлений «Константинопольского» раскола. Причем неважно, в секту ли в духе так называемых «Киевского патриархата» и «УАПЦ», или же просто прекратив за богослужениями поминать Святейшего Патриарха Кирилла, «заменив» его на патриарха Варфоломея. В любом случае это будет уходом в раскол.
Сложнее иное. Положим, вы, диакон или священник отец Имярек, служите в епархии, чей архиерей решил, что с такого-то дня мы, такая-то епархия, переходим под омофор (в иерархическое подчинение) патриарха Варфоломея. В данном случае ради верности Церкви Христовой необходимо проявить непослушание своему непосредственному священноначалию, прекратив его богослужебное поминовение. Не страшась возможных наказаний, в том числе – увольнения с места служения и даже «запрета» в священнослужении.
Конечно, в условиях, когда храм является единственным доходом семьи (а семьи клириков обычно более чем просто многодетны), очень страшно лишиться места служения. Но именно в этом и заключается подлинное исповедничество, настоящий подвиг священнослужителя, не променявшего Христа на кусок хлеба. Но конечно, в других епархиях нашей Церкви важно помнить, что уже очень скоро могут появиться собратья-клирики, незаконно лишенные места служения. И этих собратьев нужно будет всячески подержать.
Как быть архипастырям?
Конечно, не мне, мирянину, давать советы иерархам Русской Церкви. Тем не менее и нам нужно понимать, каковы могут быть действия тех или иных архипастырей. Чтобы молитвенно, а порой и прямым действием поддержать их, а в некоторых случаях, напротив, избежать. Как, по словам Священного Писания, должно избегать лжепророков, волков в овечьих шкурах.
Собственно, у архипастырей нашей Церкви выбор тот же, что и у диаконов и священников. Нет сомнений: в большинстве православных епархий Украины и до «Константинопольского» раскола, и сейчас архипастыри исповеднически держатся Святого Православия, сохраняя духовное и иерархическое единство с Русской Церковью. Но уже известны единичные высказывания архиереев канонической Украинской Православной Церкви, противоречащие ее единству с Московским Патриархатом.
Так, в Украинской Церкви, к сожалению, есть и отдельные иерархи-националисты, как митрополит Черкасский и Каневский Софроний, искренне считающий, что «Патриарх Кирилл вместе с Путиным воюет против народа Украины». И просто либерально-обновленческие циники, как скандально известный викарий Киевской епархии митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко). Существуют предположения, что эти архиереи в скором времени могут уклониться в раскол. Но, как связано в Священном Писании:
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. (1 Иоан. 2:19).
Впрочем, как совершенно справедливо отметил в комментарии Телеканалу «Царьград» ведущий выходящей в эфире нашего канала программы «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачев, известный пастырь и проповедник, долгие годы совершавший служение на территории Украины:
Часть дрогнет. Там часть уже давно дрожит на низком старте. Но, конечно, никакого мира это не принесет. Дело в том, что вообще все расколы – это такие коллекторы, это отстойники, они имеют свойство собирать внутрь себя всю церковную грязь. Всех иуд, расстриг, двоеженцев, блудников, извращенцев.
Как быть Предстоятелям Поместных Церквей?
А вот это самое сложное. Тут, разумеется, никаких советов и быть не может. Только надежды и молитвы. И память о том, что на историческом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Заявлении о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом отдельно озвучен призыв к священноначалию других Поместных Церквей:
Призываем Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Пока большинство православных Предстоятелей молчат в выжидании и раздумьях. Из глав автокефальных Церквей более-менее четко высказался только Святейший Патриарх Сербский Ириней. Так, в недавнем интервью греческому изданию «Ромфея» Предстоятель Сербской Православной Церкви, в частности, отметил следующее:
«Сегодня наша Церковь в большом искушении. Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, Вселенского Патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви — учинять нечто, на что он не имеет права – признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию. Я верю, что все Церкви укажут, насколько это катастрофическое решение, – чтобы избежать самого катастрофического церковного разделения. Надеемся, Господь спасет нас от этого искушения».
Тем не менее даже эта позиция пока не является определенным ответом на призыв Священного Синода Русской Церкви. Разумеется, до определенного момента у Предстоятелей других Поместных Церквей есть время определиться. Тем более что с нашей стороны никаких ультимативных требований не прозвучало. Но, как совершенно справедливо подчеркнул в интервью Телеканалу «Царьград» ведущий специалист по истории церковных расколов на Украине профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, «момент истины» рано или поздно наступит:
Если Филарет (глава раскольничьего «Киевского патриархата» - ред.) будет сослужить не только с Константинопольским епископатом, но и епископатом других Поместных Церквей, то это может повлечь за собой проблемы в отношениях Русской Церкви с ними. А если состоится некий объединительный «собор», на котором будет создана какая-то структура, которой Константинополь предоставит «автокефалию», если ее возглавит Филарет Денисенко, то Поместным Церквам определяться, признавать или не признавать эту структуру и этого «первоиерарха», если он станет таковым.
***
«О мире всего мира, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех», – так молятся все православные христиане, миряне и священнослужители, за каждой Божественной литургией. Хочется надеяться, что эти молитвы будут услышаны и возродят единство Православного мира. Но важно помнить, это единство должно быть не механическим, но исключительно в Истине, в Святом Православии, которое заключается в твердом следовании Священному Преданию нашей Церкви.