Красивые традиции или дикость? В Чечне всё ещё похищают людей – законы России не работают?
Она ни живая, ни мёртвая. Дело Седы Сулеймановой – ей не разрешили быть счастливой. И, возможно, убили
Седа Мухамедовна Сулейманова. Девушка родилась 24 марта 1997 года в маленьком селе неподалёку от Грозного, её отец погиб на Второй чеченской войне в 1999-м. Маленькая Седа воспитывалась мамой, тремя старшими сёстрами и братом, который впоследствии стал новым главой семьи.
Седа, уже с детства отличавшаяся своеобразным нравом, решила не следовать традиционным ожиданиям, которые возлагались на чеченскую женщину. Она поступила в медицинский колледж и освоила профессию бариста, что вызвало недоумение среди её родственников, которые пытались убедить девушку вернуться к "привычному" образу жизни. В течение некоторого времени Седа вела двойную жизнь: дома она старалась соответствовать роли покорной дочери и сестры, а на работе находила возможность расширить свои горизонты и активно проводила время в интернете. В октябре 2022 года её жизнь изменилась. Родственники заявили о намерении выдать её замуж, но Седа решилась на побег и тайно уехала в Санкт-Петербург.
В Северной столице она нашла убежище в кризисном центре. Спустя три месяца девушка решила, что ей ничего не угрожает и начала жить самостоятельно, работая в кофейне. В поисках соседки для совместной аренды жилья она познакомилась с Еленой Патяевой, которая вскоре стала её близким другом. В беседе с журналистами Елена отмечала, что Седа выглядела как современная девушка с яркими волосами и модной одеждой. Чеченка, к слову, состояла в отношениях с русским парнем, который даже принял ислам, чтобы "угодить" родственникам избранницы. Не помогло. За это Седу возненавидели ещё больше.
Спокойной жизнь Седы была недолго: двоюродный брат Седы, Ахмед Батаев, нашёл её в кафе и попытался вернуть домой. Она смогла скрыться. В итоге 23 августа 2023 года, предположительно, чеченские силовики вернули 26-летнюю Сулейманову в республику. Спустя некоторое время правозащитники заявили, что якобы девушку убили родственники.
Проблема дела Седы Сулеймановой в том, что никто из Чечни не даёт официальных комментариев. Знакомые девушки твердят – она будто ни живая, ни мёртвая. 16 июня МВД России объявило девушку в розыск. Ещё в мае активисты кампании "Где Седа?" направили в Администрацию президента тысячи подписей с требованием расследовать дело Сулеймановой, но в АП просто перенаправила петицию в СК и Генпрокуратуру.
Седу, вероятнее всего, убили родственнички-дикари в рамках древних и красивых традиций за то, что посмела полюбить русского парня. И интересуются её судьбой и требуют правосудия только добрые русские люди, больше никто. Интересно, почему так?
– задаются вопросом авторы телеграм-канала "Многонационал".
"Сбежала из дома из-за недопонимания и домашнего насилия": судьба Эльзы Солтаевой
По собственному желанию сбежала из дома из-за недопонимания и домашнего насилия – Эльза Солтаева рассказала, что стала жертвой домашнего насилия. Она не раз пыталась сбежать из дома, но её возвращали. Со слов Эльзы, с детства она подвергалась избиениям и была вынуждена выйти замуж против своей воли. В поисках свободы 3 февраля 2025 года девушка решила покинуть свою семью в Чечне, однако её муж препятствовал этому.
5 февраля Эльза была задержана полицейскими в казахстанском посёлке Доссор. Она твердила, что уже совершеннолетняя и может сама решать, где ей находиться.
Я знаю, что за мной едут родственники. Они будут совсем скоро, и я боюсь, что они меня убьют,
– говорила она.
В итоге Солтаева благополучно добралась до безопасного места и планировала обратиться к властям Казахстана с просьбой предоставить ей статус беженки. Ночью 6 февраля Эльзу и активиста Владислава Хорева, который помог ей сбежать, вновь остановили полицейские на подходе к Актобе. Силовики также задержали машину с чеченцами, намеревавшимися вернуть девушку домой. Полиция посоветовала им уехать в другой город для обеспечения безопасности и предоставила патрульный автомобиль для сопровождения.
В Казахстан бежать плохая идея – там большая чеченская диаспора и коррумпированная полиция, которая за деньги сделает всё. Надеемся, что огласка поможет и какие-нибудь политики не захотят допустить такого позора,
– комментировали ситуацию в "Многонационале".
Владислав подтвердил в социальных сетях, что они находятся в безопасности, однако детали их дальнейшего пути не раскрываются. Эльза продолжает двигаться в неизвестном направлении, а ориентировка на неё остаётся на сайте поискового отряда "ЛизаАлерт". Известно, что у Эльзы есть несовершеннолетние дети, которые сейчас находятся с их отцом.
С февраля о жизни Эльзы ничего не известно.
"У тебя не должно быть русских друзей": где Лия Заурбекова?
Помни, кто ты, помни, откуда ты, у тебя не должно быть русских друзей, не смешивайся с ними, не становись похожей на них, наоборот, показывай, что отличаешься, показывай свою культуру, свои достоинства,
– говорит о наставлениях родителей совсем юная Лия Заурбекова.
Каждый день, когда девочка собиралась на учёбу, она была вынуждена следовать скромному дресс-коду: никаких открытых плеч, юбки по колено или ниже, а также платок. Девочка хотела быть, как её сверстницы, общаться с людьми и просто жить без страха. Ей не позволили.
16 мая 2024 года в Москве у отдела полиции Нагатино-Садовники на Каширском шоссе собрались журналисты, правозащитники и родственники 19-летней чеченки, которая решилась на побег.
По информации портала MSK1.RU, родственники Лии предприняли попытку вернуть её, окружив отдел полиции. Находясь внутри, Заурбекова записала видеообращение, которое позже опубликовал телеграм-канал правозащитной организации "Марем". На видео Лия рассказала о своём добровольном решении уйти из дома и о том, что она не чувствует себя в безопасности. Она отметила, что при первой попытке покинуть дом её скрутили прямо на глазах у полицейских, которые лишь наблюдали за происходящим.
Отец Лии, Беслан Заурбеков, в интервью ИА "Регнум" выразил недовольство по поводу выбора дочери. Он заявил, что Лия может влюбляться только в мужчин своей национальности, и обвинил её возлюбленного в том, что тот "ввёл девушку в заблуждение". Заурбеков пообещал разобраться с молодым человеком и указал, что единственный выход для него – принять ислам. Он не стал уточнять, какое наказание ждёт Лию, отметив лишь, что "чётких условий" нет.
Позже адвокат Лии Наталия Тихонова сообщила, что девушка уже не находится на территории России. Она подчеркнула, что в интересах безопасности не может раскрыть подробности о местонахождении и защите своей клиентки.
С тех пор о судьбе Лии также ничего не известно.
Не единичные случаи, а пугающая регулярность
Случаи Сулеймановой, Солтаевой, Заурбековой – не единственные в своём роде. На протяжении многих лет чеченские семьи обращаются за помощью к правоохранительным органам, чтобы вернуть своих дочерей, которые либо сбежали, либо "пропали". Но нельзя же просто так взять и насильно вывезти человека? Для того чтобы насильно вернуть человека домой, "полиции нравов" нужны правовые основания, и именно поэтому они часто прибегают к обвинениям в кражах.
Многие уголовные дела просто исчезают. Например, дело Лейлы Гиреевой, которая так и не смогла получить правовую поддержку, когда её обвинили в краже. Сотрудничество чеченских силовиков с коллегами из других регионов происходит уже давно, и случаи насильственного похищения девушек нередки. Часто местные полицейские задерживают девушек и просто передают их чеченским силовикам "для дальнейших разбирательств".
С каждым разом "похитители" становятся всё более изощрёнными. Они могут показать девушку на камеру, и та утверждает, что с ней всё в порядке, что делает невозможным подачу заявления о помощи. Даже если знакомые встречаются с "беглянками", они могут не понять жестов, сигнализирующих о бедственном положении.
Так и выходит, что, пока главные блюстители нравственности живут на широкую ногу, другие, простые смертные, оказываются лишены простого права на счастливую жизнь.