Крыша уже съезжала: Госдума может уйти под землю целиком
Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев (фракция ЛДПР) сообщил коллегам тревожную весть: в двух местах фундамента Госдумы нашли провалы, изучение основания здания продолжается. Перспективы невесёлые: «В любой момент зал пленарных заседаний вместе с депутатами может просто рухнуть в подвал».
Изучать фундамент начали при подготовке капитального ремонта зала пленарных заседаний, начать ремонт планируется летом текущего года. Однако найденные дефекты могут существенно изменить эти планы:
Я не исключаю, что придётся отказаться от идеи реконструкции зала и заняться вплотную укреплением фундамента, чтобы хотя бы не провалиться под землю.
Но есть намёк и на более радикальное развитие событий: «В подобных ситуациях многоквартирный дом выселяют и признают аварийным».
На этом месте многие парламентарии испытали острое дежавю. Чтобы понять его суть, надо обратиться к истории здания на Охотном ряду, дом 1.
Гони в дверь — они в окно
Здание, изначально получившее номер 12 по проспекту Маркса, было построено в 1932-1935 годах по проекту Аркадия Лангмана для Совета Труда и Обороны, который возглавлял тогда Вячеслав Молотов. Ради его постройки снесли церковь Параскевы Пятницы (Сербской) и палаты Голицыных XVII века. Через два года, после упразднения Совета, здание стало называться «Домом Совнаркома». Есть информация о том, что в 1941 году во время германского наступления на Москву здание заминировали, причём в военной суматохе об этом впоследствии забыли, так что разминирование произошло только в 1981 году.
После войны сюда переехал Госплан — это подчёркивает роль, которую уделяли планированию в советские времена. А с 1994 года здесь заседает Государственная дума, переехавшая от неприятных воспоминаний о событиях октября 1993-го.
В середине 2000-х годов прозвучала идея создания парламентского центра, который объединил бы обе палаты парламента, их приёмные и другие структуры. Под это нашли место на Красной Пресне, обсуждали вариант Зарядья, но по разным причинам эти проекты не были реализованы. В начале 2010-х возможный переезд Думы стал одним из главных поводов для крайне спорного присоединения большого куска Московской области к Москве. Планы были самыми благородными: разгрузить исторический центр Москвы, избавить его от связанных с безопасностью ограничений, сконцентрировать власти в специально построенном комплексе, полностью отвечающем самым современным требованиям. Однако никакого парламентского центра в «новой Москве» так и не случилось: депутатам не захотелось покидать насиженное гнездо.
В июне 2015 года нашли место в Мнёвниках (район на западе Москвы), провели конкурс проектов, но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. И в октябре 2018 года идею создания парламентского центра объявили похороненной.
Жильё вместо парламента?
Как оказалось, ненадолго. В 87-летнем фундаменте появились пустоты. По крайней мере, если доверять Игорю Лебедеву, который предположительно верит представителям подрядчика, взявшегося за ремонт здания. И вот вам дежавю: речь опять зайдёт о переезде.
Печально, конечно, что аварийными у нас отказываются признавать совсем ветхие строения, тогда как солидное, ухоженное здание Госдумы может попасть в эту категорию. Но такие вещи должны решать специалисты: шутить с жизнями людей нельзя, даже если они депутаты Госдумы, например, от КПРФ. Хотя, как ни грустно это признавать, мало кто в России огорчился бы, если бы зал пленарных заседаний и впрямь провалился куда-то в направлении преисподней.
Напомним, что крыша у Государственной думы уже съезжала. Произошло это утром 2 марта далёкого 1907 года. За несколько часов до чтения декларации председателя совета министров Петра Столыпина в здании Госдумы (она тогда располагалась в Санкт-Петербурге) обрушилось почти 400 кв. м штукатурки, досок, дранки общим весом более трёх тонн. Если бы это произошло чуть позже, во время заседания, Россия потеряла бы около 300 депутатов.
Сигнал сверху тогда не поняли. Что ж, теперь до Госдумы пытаются достучаться с другой стороны.
Обнаруженные пустоты могут стать основанием для того, чтобы вытащить из-под сукна проект парламентского центра и снести объект культурного наследия, памятник градостроительства и архитектуры №7737011000. Полностью укладывается в тактику реновации: переселить, снести и построить что-нибудь новое. Ибо природа реновации пустот не терпит, будь то в фундаменте или в архитектурном облике Охотного ряда.
И здесь встаёт вопрос: что может быть построено вместо «аварийного здания»? Ответ почти очевиден, если вспомнить, сколько стоят квартиры (и каков доход с них в виде квартплаты и налогов) в этом районе. Апартамент под отделку в Four Seasons Hotel Moscow (Охотный ряд, 2 — напротив Госдумы) оценивается в полтора миллиона рублей за квадратный метр, примерно столько же стоит «вторичка» в Брюсовом переулке. Чуть повыше по Тверской цены быстро падают до полумиллиона рублей за метр, но на историческом месте такого демпинга точно ожидать не приходится. И спрос на жильё здесь точно будет. За статус у нас платят любые деньги.
Если добавить к этому возможную прибыль от строительства парламентского центра за бюджетный счёт (высокотехнологичное здание точно будет недешёвым), получается чрезвычайно вкусный расклад, устоять перед которым практически невозможно. Тут не грех и сколько угодно пустот в фундаменте найти, а если их нет — создать.
С другой стороны, московские власти, за что им честь и хвала, удержались от подобного соблазна при реконструкции Зарядья, может быть, удержатся и на сей раз, хотя решение, безусловно, будет приниматься не на региональном, а на федеральном уровне.
По стопам Екатеринбурга
Кстати, мы тоже можем почти шутя предложить свой вариант решения. Стоит напомнить, что в этом веке российская Госдума фактически выполняет роль очень дорогостоящей декорации, компрометируя и без того сомнительную идею представительной демократии. Даже здание, где она находится, своими пустотами как бы намекает на суть деятельности Госдумы. Все значимые законопроекты пишутся в правительстве и администрации президента и утверждаются в Думе чисто формально. Единственный серьёзный спор в парламенте за последние годы был на смехотворную тему — с какой даты ограничить деятельность хостелов в жилых домах.
Может быть, подумать о том, чтобы вообще отказаться от обеих палат, сэкономив на этом 15-17 миллиардов рублей ежегодно? По крайней мере, парламентский центр не нужно будет строить. А вместо здания Совета Труда и Обороны — Госплана — Госдумы, если его и впрямь признают аварийным, просто восстановить известную с начала XV века церковь Параскевы Пятницы Сербской у Старых Поль? Расходов меньше, а пользы больше.