Кто такие "враги народа" Хармс и Введенский и почему уволили учительницу в Санкт-Петербурге

Фото: Aleksander Polyakov/Global Look Press
В Петербурге обсуждают скандальный пост учительницы, которую уволили якобы из-за того, что она прочла детям стихотворения Даниила Хармса и Александра Введенского. Педагог говорит, что это было согласовано, а в администрации школы тонко напомнила ей о "врагах народа" и попросили на выход. Школа, впрочем, имеет свою точку зрения. Кто прав, а кто виноват в этой истории, разбирался "Царьград".

Новый виток история кровавых 30-х годов готова сделать в наши дни. Это началось в декабре прошлого года, когда педагог-организатор, учитель внеурочной деятельности гимназии № 168 Серафима Сапрыкина во время урока прочла детям стихи Даниила Хармса и Александра Введенского.

"Враги народа"

Педагога вызвали на ковер и едва ли не поставили в один ряд с врагами народа, ведь известные литераторы, чьи произведения Сапрыкина осмелилась прочитать десятиклассникам, были именно таковыми, кроме того, они также были признаны пособниками фашистов.

Эти люди, по выражению директора, были заслуженно схвачены НКВД и умучены за свои "преступления", и их стихи можно обсуждать только "на ваших богемных кухнях". Я пыталась что-то лепетать о реабилитации, на что присутствующий там заведующий музеем, полковник (80 лет, постоянно таскает в школу военных для укрепления патриотизма, дети уже вопят) сказал мне, что в те годы реабилитировали всех подряд. Я говорила о Мандельштаме и Гумилёве, но они тоже враги… В итоге, мне сказали: если я не уволюсь сама, то меня «уволят по статье „Утрата доверия“, так как мне нельзя доверять детей, я совершенно неподконтрольна и так далее, — вспоминает о страшных минутах публичной порки в директорском кабинете учительница.

При этом, Серафима Сапрыкина вспоминает, что тот самый злополучный урок был не только ее идеей. Программу занятия и материал она согласовала с завучем. Но завуч, которая тоже присутствовала в кабинете директора, на сторону новоявленного "врага народа" встать не посмела.

Лишь спустя полтора месяца бывшая учительница решилась рассказать историю своего увольнения друзьям и подписчикам в соцсетях.

"Если не говорить о таких ситуациях, если не назвать зло по имени, то ведь, ребята, новый 1937-й — вот он, на шаг ближе к нам и нашим детям. Я должна была написать этот пост ещё месяц назад. Но я была малодушна, чего от себя не ожидала, ведь я только и делаю, что кичусь своей смелостью и честностью. Я испугалась, как и тогда, в те времена люди пугались и молчали. Я поняла их", - объясняет уволенная учительница свою позицию.

Теперь ее сетевые откровения обсуждает вся страна. Пришло время и нам вспомнить, кем были Даниил Хармс и Александр Введенский.

Выученная шизофрения

Здесь уместно напомнить о том, что к Хармсу и Введенскому до сих пор отношение весьма неоднозначное. Как поэты-обэриуты (ОБЭРИУ - Объединение Реального Искусства. В группу, кроме Хармса и Введенского входили Николай Заболотский, Константин Вагинов и другие. Их главной идеей был отказ от традиционных форм исскуства, гротеск, абсурд и алогизм) они давно признаны литературным сообществом, но люди из советского времени помнят и об их личностных качествах. Особенно много вопросов к гражданской позиции Хармса.

Когда началась Вторая мировая война, Хармс специально изучил всю доступную литературу о психиатрических заболеваниях и симулировал шизофрению, чтобы не попасть на фронт. А на одной из вечеринок у Анны Ахматовой летом 1941 года, Хармс заявил: "Советский Союз проиграл войну в первый же день, Ленинград теперь либо будет осаждён или умрёт голодной смертью, либо разбомбят, не оставив камня на камне".

За это поэт был арестован, и, чтобы избежать расстрела, снова симулировал шизофрению. 2 февраля 1942 года он умер от голода в психиатрическом отделении при Крестах. К тому моменту уже сбылось его чудовищное пророчество – Ленинград переживал самые суровые дни в осаде. Похоронили Хармса в братской могиле.

"Боже, царя храни"

Александр Введенский ни в чем подобном замечен не был. Впервые его арестовали в 1931 году. Точная причина до сих пор не установлена: по одной из версий это был тост, произнесенный поэтом за царя Николая II. По другой версии, литератор в узком кругу соратников исполнил "бывший гимн" - "Боже царя храни".

Второй раз его арестовали за агитацию против советской власти. На этапе в Казань поэт умер от плеврита. После того, как его тело осмотрели в морге Казанской психиатрической больницы, он был похоронен, но точного места так никто и не знает.

Пост уволенной учительницы Серафимы Сапрыкиной разлетелся по социальным сетям буквально за считанные часы и вышел в топ-новостей "Яндекса". Ситуацию начали комментировать депутаты и чиновники, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков тоже высказал свое мнение:

"Для начала надо выяснить, было ли это на самом деле. Сегодня такое количество неточной или просто лживой информации, что реагировать на всё сиюминутно — дело незавидное. Нужно сначала всё-таки всё переподтверждать, — отметил представитель Кремля Дмитрий Песков.

К обсуждению инцидента подключились чиновники из министерства образования. Например, министр просвещения Сергей Кравцов призвал восстановить Серафиму и дать ей возможность заниматься с детьми вновь.

У нас учителя живут своей работой, своим делом, творчески вкладываются в развитие программ, стараются дать детям максимум, и, если в ответ административный работник будет включать "дубину" по поводу и без, что мы получим на выходе, - сказал Кравцов.

К ситуации подключился и "единоросс" Сергей Боярский, который в последнее время ведет активную политику в родном Санкт-Петербурге. Ему чуждо, что СМИ пишут заголовки в духе "возвращение 1937" и "враги народа", поэтому он вместе со специалистами будет разбираться в ситуации и даст оценку этой истории.

Я детально разбираюсь в сути вопроса с помощью своих коллег из администрации города. Ни Хармс, ни Введенский не были запрещены и запрещены никогда не будут. Ни о какой литературной цензуре речи быть не может, — высказался Боярский в соцсетях.

Суицидальные идеи

А вот председатель комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталия Путиловская представила совершенно другую версию. По ее словам, Сапрыкина уволилась по собственному желанию и ее никто не принуждал. Чиновник обратила внимание, на то, что первоначально тема урока была заявлена, как изучение историй о героях, сражавшихся за Москву. Но Сапрыкина вдруг, ни с того ни с сего и безо всякого на то основания выдала детям стихотворение Введенского «Мне жалко, что я не зверь», которое могло навредить неокрепшей психике подростков.

Оно с суицидальной такой тематикой, там слово «смерть» употребляется не один раз, такое странное достаточно. Мы всегда о детях волнуемся, мы с этой стороны тоже смотрим. Дети, придя домой, принесли эти тексты, родители увидели и начали задавать вопросы. Никаких фраз, что Хармс и Введенский „враги народа“ или „пособники фашистов“, конечно же, не было» - уверяет представитель администрации в беседе с Baza.

Если смотреть с этой стороны, то дело приобретает совершенно другой оборот и может даже попасть под статью. Но пока что ни СК, ни полиция никак не отреагировали на инцидент, в котором, теоретически могли пострадать ученики. Тем временем, проверка всех аспектов этой неоднозначной истории продолжается, но пока на уровне образовательных комитетов и экспертов.

"Директорский террор"

Светлана Лебедева занимает пост директора школы №168 Центрального района уже почти 30 лет. Она рассказала свою версию истории с громким увольнением педагога. В первую очередь она отметила, что поощряет в стенах поэзию Хармса и Введенского и ни в коем случае не считает их "врагами народа", а также уважает преподавателей, которые проявляют инициативу в таком важном для развития деле, как расширение их кругозора.

Но при этом нельзя забывать, что у каждого педагога есть учебный план, которого необходимо придерживаться в работе с учениками. Более того, выясняется, что руководитель гимназии даже поощряет поэзию Хармса и Введенского и ни в коем случае не считает их "врагами народа".

Я совершенно не против этих поэтов, можно говорить о любой литературе, но нельзя самостоятельно без согласования менять учебный план. У меня много внуков, которым я помимо прочего читаю стихи Хармса. Они вызывают у детей настоящий восторг", – рассказала директор гимназии.

По мнению директора, Сапрыкина поторопилась с увольнением сама, хотя ей предлагали взять паузу, подумать о будущем и разобраться в ситуации. Кроме того, педагогу-библиотекарю советовали сделать это через две недели, как положено по закону. Но она резко оборвала все концы, а сейчас, спустя время решила "поймать хайп".

Такая позиция главы школы была бы очень похожа на истиную правду, если бы не одно "но". У родителей и педагогов в последнее время все больше вопросов возникает к работе самой Светланы Лебедевой.

С 2019 года на фоне возраста с директрисой начали происходить странные вещи именно в управлении школой и коллективом учителей. Нелогичные взыскания стали чередоваться с игнорированием проблем — заметили это как ученики, так и учителя, - рассказывает на условиях анонимности мама ученика изданию Readovka.

О 80-летней Светлане Лебедевой дети отзываются весьма определенно — она «неадекватна». Уволенную за чтение стихов репрессированных поэтов Серафиму Сапрыкину ученики, наоборот, единодушно поддерживают, называя ее «одним из лучших педагогов в школе за последнее время», - пишут журналисты со слов инсайдера.

А чиновники из комитета по образованию смотрели на это проблему сквозь пальцы, потому что заслуги Лебедевой перед школой и городом сложно переоценить. У нее есть множество наград, почетные грамоты, а учебное заведение нередко ставилась в пример, как образцовое не только в районе, но и в самом Петербурге.

Пока взрослые разбираются меду собой, выясняя чей взгляд на литературу и историю страны справедливее, заложниками всех этой неразберихи остаются школьники. Но нельзя не отметить, что вся эта шумиха повысила интерес к русской литературе среди молодежи. По крайней мере за последние несколько дней число поисковых запросов по Хармсу и Введенскому увеличилось минимум в двое.

У нас в школе отличный педагогический состав. Серафима очень интересно рассказывала абсолютно все — у нас появлялось желание ходить в библиотеку, что редкость для подростков. Она всегда была добра к нам. Исключать из-за стихотворений несправедливо, мы все так считаем», — отметила одна из бывших учениц Сапрыкиной.

Другая ученица, присутствовавшая на том злосчастном уроке, рассказывает, что занятие прошло спокойно и без эксцессов.

Серафима пришла к нам на классный час, прочитала стихи, спросила наше мнение. Я думаю, так и должны проходить уроки, связанные с литературой и поэзией. Не знаю, почему наша администрация так негативно отреагировала на этот урок. Серафима была очень доброй и отзывчивым человеком, - заявила девушка в беседе с "Известиями".

А вот директрису школьница назвала "авторитарной женщиной". По ее словам, у учеников и их родителей нередки конфликты с главой, которая «часто докапывается к детям». Она вспомнила, что ранее информатику у них вел добрый и отзывчивый учитель, который как-то решил высказаться по организации учебного процесса и конкретно директрисы. Его тут же после этого уволили.

Новости партнеров



Читайте также