Куда пропали 200 тонн доказательств геноцида и почему в Нюрнберге пренебрегли блокадой Ленинграда
В день 81-й годовщины начала блокады Ленинграда, 8 сентября 2022 года, прокуратура города на Неве по поручению Генпрокурора России Игоря Краснова подала в суд с требованием признать эту трагедию геноцидом советского народа, военным преступлением и преступлением против человечности.
Истцы напомнили о том, что за всё время блокады фашисты и их пособники истребили более миллиона советских граждан. Подтверждения тому есть в архивных данных, приговорах, о том же говорят и свидетельства жителей города.
Несмотря на это, во время "Нюрнбергского процесса" 1945-1946 годов правовую оценку этому преступлению так и не дали.
Просто "разрушение городов"
Несмотря на то, что честь открывать знаменитый Нюрнбергский процесс 20 ноября 1945 года предоставили заместителю председателя Верховного суда СССР Ионе Никитченко, признав тем самым вклад Советского Союза в Победу, до разбора блокады Ленинграда дело дошло только в конце февраля 1946 года.
В итоге трагедию жителей города на Неве приравняли к военному преступлению и "бессмысленному разрушению городов".
Эксперты объясняют такую несправедливость скудностью предоставленных материалов. Представьте: в деле фигурировало более 250 тысяч письменных доказательств, пять миллионов листов бумаги и весило всё это 200 тонн. Однако в Нюрнберге представили только два официальных немецких документа от августа 1941 года.
В этих двух документах был приказ группе армий "Север", в котором говорилось о запрете мирному населению покидать границы блокадного кольца. И приказ об уничтожении Ленинграда после поражения советских войск, так как для немецких захватчиков этот крупнейший населённый пункт не представлял интереса.
И ни слова о пытках, истязаниях, концлагерях и "человеческом материале" для бесчеловечных опытов, который нацисты собирали в Ленинграде и области. Проигнорировано было и высказывание генерал-кватирмейстера немецкой армии Эдуарда Вагнера: "Не подлежит сомнению, что именно Ленинград должен умереть голодной смертью".
Эмоциональный отклик во время Нюрнбергского процесса получил разве что знаменитый блокадный дневник Тани Савичевой:
"Умерли все. Осталась одна Таня"
А также дневник поэта Анатолия Молчанова: "Обстрел. Уроков не задано".
Однако трибунал готовился к процессу слишком спешно, а этих доказательств оказалось недостаточно, чтобы признать блокаду Ленинграда геноцидом.
Территория геноцида
Готовясь к судебному заседанию, Следственный комитет собрал множество доказательств того, что блокаду Ленинграда стоит считать геноцидом советского народа.
Как сообщила пресс-служба СК, во время допроса очевидцев и жертв преступлений нацистов, изучения материалов Нюрнбергского трибунала, Ленинградского, Новгородского и других послевоенных процессов, а также поисковых мероприятий удалось собрать целый массив доказательств. Речь идёт об уничтожении, издевательствах, унижениях, угоне в рабство и бессмысленной жестокости нацистов.
Следователи изучили не исследованные ранее массовые захоронения в Луге, Ломоносовском и Токсовском районах Ленобласти, а также в гатчинском парке "Сильвия". Эксперты пришли к выводу, что все люди, чьи останки находят в этих захоронениях, погибли из-за насильственных причин.
В СК отметили, что немецко-фашистские захватчики проявляли особую жестокость на территории Ленинградской области. С 1941 по 1944 год они полностью или частично разрушили 3 000 населённых пунктов.
Одна из пострадавших сообщила следователям, как будучи 6-летним ребёнком, она с родителями из деревни Шустручей Ленинградской области была принудительно перевезена в концлагерь. Там она провела 3 года в бараке за колючей проволокой, наблюдая за тем, как умирали её родные и близкие. Подобные факты носят массовый характер и подтверждают реализацию преступных планов немецко-фашистских захватчиков, обрекавших мирное население на голод и смерть,
— следует из сообщения СК.
В ведомстве добавили, что все собранные доказательства, говорят о реализации плана по истреблению всего советского народа.
Тем временем к иску стали присоединяться всё больше людей: инициативу поддержала депутат Госдумы Ольга Занко, а участники движения "Волонтёры Победы" выразили желание помогать в сопровождении судебного процесса.
Об этом сообщила пресс-служба правительства Ленинградской области.
Ленинградскую область можно назвать территорией геноцида. За годы войны в её старых границах погибло 450 тысяч мирных жителей. Эти преступления впервые будут рассмотрены в полном объёме в ходе суда,
— подчеркнула Ольга Занко.
Предварительное заседание
В пятницу, 16 сентября, в Санкт-Петербургском городском суде прошло предварительное заседание по признанию блокады Ленинграда геноцидом и военным преступлением.
Этому разбирательству предшествовала долгая работа историков, следователей и экспертов. Им пришлось заново поднять все архивы, изучить секретные документы и поговорить с теми, кто пережил эти зверства.
Население города, объекты городской инфраструктуры, в том числе жизнеобеспечения, подвергались систематическим обстрелам и бомбардировкам, а в целях уничтожения населения созданы условия для возникновения голода,
— следует из сообщения прокуратуры.
Как сообщила Объединённая пресс-служба судов города на Неве, на слушание вызвали свидетелей и специалистов. Кроме того, прокуратура заявила ряд ходатайств о приобщении документов, уточнении требований.
Следующее заседание назначили на 3 октября.
За годы блокады немецкие захватчики уничтожили более миллиона советских граждан. Нацисты пытали, измывались над пленными. Сжигали их заживо, вешали и расстреливали. Таким образом они убили 33 тысячи мирных жителей и более 109 тысяч военнопленных. Ещё 276 человек угнали на принудительные работы. Однако правовая оценка уничтожению ленинградцев так и не была дана. Сейчас же у всех причастных к иску есть шанс исправить эту историческую несправедливость.