Курилы и кровь: Японию возглавит "фанатка Гитлера". России напрячься?
Формально голосование по кандидатуре Такаити на пост премьера состоится в парламенте Японии в середине октября, но его результат практически предрешён. Все в Японии знают: она станет премьером, четвёртым по счёту за последние пять лет, раз возглавила ЛДП, которая управляет страной с небольшим перерывом примерно 70 лет. Большинства в парламенте у либерал-демократов, к самому правому, консервативному и националистическому крылу которых принадлежит Такаити, сейчас нет. Но поскольку оппозиция раздроблена, её кандидатура пройдёт. Этот "цирк" ей не страшен: всё уже решено.
Так во главе Японии окажется женщина, напоминающая многим ещё и Дональда Трампа. Среди ведущих держав в западном лагере это всего лишь второй такой случай. Британия следующая — с Фараджем вместо Стармера? Среди лозунгов 64-летней "звезды консерваторов": "Сделать Японию сильной", "Вернуть Японию на вершину", "Вырваться из застоя", "Дать надежду будущему детей". Они звучат почти как "Сделать Японию великой снова", какой она была в 70-е годы ХХ века.
Премьерство Такаити очень плохая новость для Пекина, плохая для Сеула, очень хорошая для Тайбэя, хорошая для Вашингтона и, возможно… для Москвы. Чтобы понять, почему так, нужно обратиться к биографии будущего японского премьера.
Как появляются "амазонки" в Японии
Для начала нужно отметить: Такаити — опытнейший политик, знающий в Японии все ходы и выходы. Это важно. Она была членом нижней палаты японского парламента с 1993 по 2003 год и является им с 2005 года. Такаити с 2006 года несколько раз занимала министерские посты — в двух правительствах Абэ и у экс-премьера Фумио Кисиды. Абэ начал с того, что назначил её министром "по делам Окинавы и северных территорий".
"Северными территориями" в Японии называют русские острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, которыми Такаити, таким образом, виртуально "ведала". Впоследствии она возглавляла министерства по делам женщин, экономической безопасности, внутренних дел и коммуникаций. Уже несколько лет, как Такаити претендовала на пост главы правящей партии и едва не возглавила её в 2024 году. Но её черёд всё-таки настал, когда избранный в прошлом году главой партии и премьером Сигэру Исиба, не справившись, ушёл в отставку.
Очень интересен портрет Такаити как личности. Она консерватор, как и её учитель Абэ. Происходит из обычной семьи, что для японского премьера большая редкость. Отец — сотрудник автомобильной компании, мать — офицер полиции. Окончила Университет Кобе.
Получив грант, переехала в США, где стажировалась в Вашингтоне в аппарате конгрессменши-демократки Патриции Шрёдер и, видимо, многого насмотрелась. Противник однополых браков. Поддерживает запрет мужу и жене иметь разные фамилии. Убеждена, что право занимать трон японских императоров есть только у представителей мужского пола монаршей семьи. Выступает за ужесточение миграционной политики и категорически против нелегальной миграции, навязывания приехавшими, включая туристов, японцам своих норм поведения. Продвигает идею запрета на покупку недвижимости иностранцами.
Такаити сторонница "абэномики" — оживления экономики за счёт поощрения частных инвестиций, обесценивания иены, структурных реформ и расширения госрасходов. Выступает за пересмотр статьи 9 Конституции Японии, провозглашающей отказ государства от войны как способа разрешения международных споров.
Политически смелая: регулярно посещает синтоистский храм Ясукуни — святилище в Токио в память о погибших воинах, которое соседи Японии в Восточной и Юго-Восточной Азии считают символом милитаризма. Потому что в этом храме поклоняются тем, кто пытался их захватить и совершал военные преступления, широкий размах которых Такаити и Ко отрицают. Это практиковал Абэ, но не делают другие министры, опасаясь навредить своей репутации. Особенно непримиримо настроены по отношению к этой практике в КНР и Южной Корее.
Чего ожидать странам-соседям?
На своей первой пресс-конференции после избрания главой ЛДП Такаити назвала проблемы внешней политики в числе трёх главных приоритетов, поставив их на второе место. Она указала на "очень сложное время и во внешней политике, и в сфере безопасности", подчеркнув:
Ситуация вокруг Японии по обеспечению безопасности очень тяжелая.
Кто должен напрячься? Прежде всего, Китай. По отношению к Пекину Такаити "ястреб" со стажем. Она выступает против китайской экспансии в регионе и открыто поддерживает идею "квазисоюза в сфере безопасности" с Тайванем, критикует КНР за практику кражи интеллектуальной собственности. Выступает за размещение американских ракет средней дальности в Японии, размышляет на этот счёт и в отношении американского ядерного оружия — при возникновении чрезвычайной ситуации. В апреле текущего года она посетила Тайвань, входивший в прошлом как провинция в состав Японии, и встречалась там с его президентом Лай Циндэ — сторонником "независимости" от Китая.
С учётом того, что Япония, несмотря на свою пацифистскую Конституцию, обладает мощным военным флотом и сильной армией, а её острова близко подходят к Тайваню и позволяют держать с них под прицелом высокоточных ракет возможную китайскую десантную операцию или угрожать блокадным действиям КНР, появление в премьерском кресле Такаити плохая новость для Пекина. Более антикитайского премьера в Японии быть просто не могло.
Как японская националистка, Такаити имеет претензии и к Южной Корее. И это взаимно. Она намерена наращивать военный потенциал Японии и укреплять военные связи не только с США, но ещё с Австралией и Филиппинами. Поэтому в случае военной заварухи в регионе Япония не останется в стороне.
Что с того?
Что это означает для России? Скоро это увидим, но кое-что можно сказать уже сейчас. Больших перемен по сравнению с нынешним положением вещей не будет. Японии ещё предстоит стать по-настоящему суверенной страной. Такаити, как и её предшественники, поддерживает идею о "возвращении" четырёх Курильских островов. По конфликту на Украине она придерживается общезападной позиции. Конечно, её смущают тесные связи между Россией и КНР во всех областях, в том числе в сфере безопасности.
Однако определённые перемены всё же будут, причём наверняка к лучшему. У Москвы обычно лучше получалось поддерживать взаимовыгодные отношения с правыми политиками, патриотами своих стран, чем с "прогрессивными" и либеральными, находящимися как бы в другом измерении. Таким — готовым слушать, слышать и понять собеседника — был, в частности, ментор Такаити — Абэ, застреленный подосланным глобалистами сумасшедшим. Именно Абэ открыл Такаити путь в большую политику.
Если политик любит свой народ и все это знают, ему легче находить взаимопонимание со страной-соседом, которой от твоей страны ничего не надо, кроме взаимовыгодного сотрудничества. Абэ намного ближе всех других японских премьеров подошёл к возможному решению т.н. проблемы "северных территорий".
Премьеру — консерватору и националисту, которому не надо оправдываться за свои убеждения, намного легче "продать" японскому обществу достигнутый ради этого компромисс с Россией. Которая (мрачные ельцинские времена безвозвратно прошли) не отдаст Южные Курилы Японии. Но, возможно, была бы не против совместного развития этих территорий, если они так дороги японцам. Вдова Абэ в конце мая 2025 года посещала Москву и встречалась с Путиным, видимо, не просто так.
Эти соображения, похоже, и позволили депутату от ЛДП Мунэо Судзуки заявить РИА Новости, что при Такаити "российско-японские отношения, без сомнения, пойдут в лучшую сторону, чем при прежних администрациях Кисиды и Исибы". Особенно с учётом фигуры, которая, скорее всего, возглавит японский МИД — Тосимицу Мотэги. Что ж, посмотрим: вроде всё правильно.