"Люди сгорают": Впервые данные о новой мобилизации в России. Неизвестные детали. Миллион новых бойцов. "Сотни тысяч мужиков просто устали"
"Люди сгорают"
Ещё 19 сентября, за несколько дней до третьей годовщины объявления частичной мобилизации медиаресурс INSIDER-T из сетки беглого олигарха Михаила Ходорковского*, знаменитый в том числе распространением фейков и информационными атаками на Россию, опубликовал материал на тему возможной очередной волны. Воспринимать материалы подобных медиаресурсов можно по-разному, но суть в данном случае не в этом.
Суть в том, что обстановка на фронте действительно тяжёлая, всё так же остро стоит проблема хронической нехватки боевого состава пехотных частей, и указанная вилка решений на самом деле имеет место. Имиджевые, социальные и политические издержки объявления очередной волны мобилизации, на мой взгляд, вполне очевидны. Но я бы сейчас заострил внимание на других моментах вероятной перспективы,
— пишет военкор Святослав Голиков, автор канала "Филолог в засаде".
Как отметил эксперт, первое, на что необходимо обратить внимание: у нас до сих пор не решена проблема подготовки пехоты — начиная с приведения физических кондиций в работоспособное состояние и заканчивая нормальным боевым слаживанием подразделений.
Полноценный курс базовой общевойсковой подготовки, аналогичный соответствующей программе противника, у нас просто отсутствует, считает военкор. Наши учебные курсы можно в определённой степени соотнести только с дополнительной двухнедельной программой адаптации и доподготовки военнослужащих к ведению боевых действий, принятой у врага. Кроме того, даже общие куцые сроки, отводимые на подготовку, зачастую не выдерживаются. Соответственно, возникает вопрос: что будет с подготовкой мобилизованных?
Учитывая уже имеющийся опыт с первыми волнами мобилизованных в ЛДНР и на Большой Земле, возможности заблаговременной качественной подготовки могут в принципе быть упущены, если процесс опять пойдёт по авральному сценарию, подгоняемый жареным петухом, и даже сами сроки подготовки людей в этом случае рискуют оказаться не менее, а то и ещё более [ужасными], чем есть сейчас для новых контрактуемых.
Не менее важно понять, пишет Голиков, насколько вообще потенциал имеющихся учебных ресурсов отвечает требованиям необходимости обучить внезапные массы новых бойцов:
Совершенно неиллюзорными видятся перспективы того, что в одних случаях эти массы будут прогонять галопом до невразумительной каши в головах и физического перегруза, вплоть до состояния небоеготовности с сорванными позвоночниками, поясницами и коленными суставами, а в других, напротив, эти массы будут зависать в неприкаянном безделье, скрашивая избыточный досуг скачками на синих конях. <…> Будут ли наконец действия этих новых пехотных масс обеспечены полноценной разведывательно-ударной поддержкой с малого воздуха, если для действующего контингента критически не хватает дронов тактического уровня? Молчу уже о необходимом спектре средств радиоэлектронной разведки.
А что будет с оснащением, а главное — со средствами обеспечения этих пополнений? Некоторые венкоры и бойцы зачастую сообщают прямо с фронта том, что на многих участках ЛБС существует дефицит тех же FPV-дронов или гексакоптеров (у нас своих вовсе нет, бойцы применяют трофейные, перепрошивая за свои деньги). Неясно, насколько это частные случаи, поскольку ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прямо заявил: "Все потребности фронта покрываются с лихвой". Хотя с этим оказался не согласен, например, военкор Романов, отметивший, что разговор будто идёт о двух разных фронтах.
Есть также вопрос о том, будут эти гипотетические пополнения только вливаться в состав действующих частей или же использоваться и для формирования новых соединений. Во втором случае, пишет о рисках Голиков, ввиду общей нехватки материально-технических средств и грамотных командирских кадров, мы можем получить "ущербные лёгкопехотные формирования с сомнительной перспективой":
Однако в первом случае ситуация может быть ещё хуже, поскольку огромная часть пополнений попадёт к командирам, у которых уже сформирована устойчивая практика бесхитростного ведения боевых действий "мясом". В общем, вопросов много, а ответы пока напрашиваются совсем не благостные. Причём, судя по всему, речь не будет идти о ротациях людей, работающих уже за гранью физического износа и морального выгорания.
Не только материальный, но и денежный вопрос
Как отметил военный волонтёр с позывным "Пионер", прежде чем говорить о возможности мобилизации, необходимо заранее подготовить для неё всё — от комплектов форм до полного обеспечения оружием, боеприпасами и технического оборудования:
Сейчас ситуация такова, что многое держится на так называемых "срочносборщиках", которые с помощью народа поставляют в армию машины, дроны, РЭБы, дрон-детекторы, тепловизионные покрывала и сами тепловизоры, сети и многое-многое другое. Готово ли сейчас всё для обеспечения новых мобилизованных? Надеюсь, что да.
Однако всегда есть и денежные вопросы. Мобилизованные получают подъёмные раз в 5 меньше, чем те, кто сами идут на контракт, заявил "Пионер". Новоиспечённым контрактникам выплачивают 3-5 миллионов подъёмных:
Не разумнее ли будет на те же 5 миллионов закупить 10-25 различных мавиков на всё подразделение, нежели привести туда одного человека? Вопрос оставим открытым. Мобилизация нужна, парни устали, и нужны новые силы, но она не будет иметь смысла, если людей не обеспечат всем необходимым.
Чиновников на фронт?
"Мобилизованные в 2022-м и контрактники, кто ещё жив, у нас стали вроде рекрутов из царских времен: записали в солдаты и отправили воевать на годы, будто так и надо", — пишет координатор добровольческого движения Юрий Староверов:
Особенно мобилизованные, которые военную судьбу не выбирали. Контрактники же подписывались на срок контракта, а по его истечении столкнулись с открытием, что сроков больше нет. <…> На войне люди сгорают гораздо быстрее, чем просто "на службе", хоть бы и семь лет. 3 года на войне — это целая вечность. <…> И столицы, и провинция живут, как ни в чём не бывало, закрываясь от солдат и их проблем бравурными новостями с фронта, где якобы всё замечательно. А на деле — отправив людей в ад без обратного билета.
Староверов считает, что подготовку к ротации необходимо было проводить в 2022 году, когда стало понятно, что быстро война не закончится:
Ресурс для мобилизации есть — вышедшие на пенсию и действующие сотрудники силовых ведомств в первую очередь. "Государевым слугам" и дело государственной важности доверять. А чиновничий аппарат? Служители государства, как вам идея ввести ценз участия в СВО для любых административных работников? Чтобы получить ответственный пост, надо послужить Родине сначала, доказать что достоин. Иначе что же получается, у нас граждане второго сорта появились? "Ненужные люди", а никак не "новая элита".
В свою очередь, военкор Андрей Филатов лаконично прокомментировал новости о возможной мобилизации словами:
Я не хочу писать гайды "Что купить на СВО?". Просто два пункта, которые понадобятся всегда (на гражданке тоже): курсы такмеда, умение собрать себе хорошую аптечку. Это то, что вам армия никогда не даст. Дрондетектор "Булат" (в армии есть, но вам не дадут). Ну и самотренировки на выносливость. Чему будут учить на полигонах? Вчерашнему дню, наверное... Будет зависеть от подразделения.
Мобилизация — это не только про повестки и военных. Обществу давно пора мобилизоваться. Потому что война не у тебя за окном не по счастливому случаю, а потому что сотни тысяч героев фронта и тыла делают всё, чтобы она была как можно дальше, пишут в группе волонтёрского фонда "Врачи, вы не одни".
При этом вопрос мобилизации встаёт и в связи с потенциальным конфликтом на новом фронте — например, Запад безостановочно прогревает Молдавию о якобы неизбежности войны с Россией (Санду и Зеленский — одного поля ягоды и вряд ли остановятся в своей кровожадности и жажде наживы).
В случае если конфликт будет расширяться, то нам придётся провести дополнительную мобилизацию ещё около миллиона человек, по моим оценкам, если будет конфликт типа украинского по размеру, по территории,
— считает заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук доктор военных наук Константин Сивков.
Всё говорит об обратном
Несмотря на слухи о якобы сокращении добровольческого потока на фронт, Песков в конце сентября заявил, что "добровольческий ресурс достаточно высокий, и он позволяет нашим вооружённым силам соответствующим образом комплектовать все воинские соединения".
Зафиксировали. Вспомним в октябре,
— пишет Романов.
Кроме того, стало известно, что Минобороны собирается увеличить список болезней, запрещённых для контракта при мобилизации, пишут бойцы, авторы канала "Дневник десантника":
Минобороны России разработало проект нормативного акта, расширяющего перечень заболеваний, имея которые ограниченно годные к военной службе не могут заключить контракт при мобилизации. Проект расширяет количество болезней с 26 до 35. Сейчас проект находится на независимой антикоррупционной экспертизе.
То есть если бы добровольческий ресурс был исчерпан и на фронте не хватало бы людей, вряд ли бы ведомство увеличивало список людей, непригодных к боевым действиям.
Сотни тысяч мужиков просто устали. <…> Речь о тех, кого в списках не было, но в октябре 2022-го они — кто по зову сердца, а кто просто от большого ума и наличия мобпредписания в военном билете — пошли на фронт сами. И вот именно эти люди именно сейчас начали не просто массово декларировать усталость, но и искать варианты, как покинуть зону СВО. Даже в самые лютые моменты 2023-го, даже во время напряжённых штурмов Авдеевки (а там на первом этапе творилось много чего неприглядного) такого не было,
— писал обозреватель Царьграда Влад Шлепченко ещё в 2024 году.
*Михаил Ходорковский — признан иностранным агентом в России.