Мирная риторика с камнем за пазухой: как Приднестровье оказалось на пороге геополитического сдвига
Почему Молдавия так торопится с принятием решений
В начале октября молдавская президента Майя Санду представила главные направления стратегии нацбезопасности Молдавии.
Они демонстрируют, каким нынешнее молдавское руководство видит стратегию обеспечения стабильности удержания власти в собственных руках.
Эксперты полагают, что стремительно меняющаяся региональная военно-политическая обстановка заставляет официальный Кишинев форсировать некоторые процессы, невзирая на то, как развивается украинский кризис.
Складывается ощущение, что Кишинев торопливо старается осуществить ряд крайне важных для себя шагов, зная о том, что в ближайшее время будут приняты важные решения на мировом геостратегическом уровне, и как раз времени остается очень мало.
О чем догадываются в Приднестровье
Особо не вдаваясь в подробности проекта стратегии, Приднестровье в данный момент пытается разгадать, каков план действий Кишинев наметил в его отношении, если действительно, как полагают аналитики, регион оказался на пороге большого геополитического сдвига. И как в дальнейшем могут быть построены взаимоотношения двух берегов, в зависимости от того, по какому сценарию пойдет развитие событий. Что из декларируемого Кишиневом является камуфляжем, а что стоит воспринимать серьезно?
Например, одним из пяти основных направлений представленного Санду документа является постепенное продвижение к урегулированию приднестровского конфликта.
Причем, в ходе брифинга по этому поводу молдавская президентка заявила:
«Нет другого пути разрешения приднестровского конфликта, кроме мирного. Русские войска, незаконно находящиеся в нашей стране, должны покинуть суверенную территорию Молдавии. Нам придется приложить усилия для постепенной и мирной реинтеграции приднестровского региона в правовое, экономическое и политическое пространство Молдавии. В этом процессе мы хотим распространить все преимущества сближения Молдавии с ЕС на наших граждан, живущих на левом берегу Днестра… Политическое решение конфликта, которое будет найдено при активном участии стратегических партнеров, должно быть устойчивым, функциональным и соответствовать европейским устремлениям Молдавии».
Что же на самом деле имелось в виду в этой витиеватой формулировке? Эксперты предлагают рассмотреть ее исходя их контекста предпринимаемых Кишиневом действий в отношении Приднестровья за недавнее время.
Что предпринял Кишинев для «мирной реинтеграции» Тирасполя
Тут во главе «мирной стратегии» стоит пресловутый «закон о сепаратизме», который ставит априори в положение «преступника» практически любого жителя Приднестровья. Кроме того, продолжается блокирование импорта медикаментов, медоборудования и продовольствия.
Усугубляются сложности с экспортом готовой продукции ЗАО «Электромаш», ОАО «БЗЭ Потенциал» и ЗАО «Завод Молдавизолит», отправку которой заказчикам Молдавия блокирует.
Одновременно с этим, Кишинев, в нарушение договорённостей переговорного процесса, принял решение взимать плату с приднестровских компаний за таможенные процедуры. Согласно новым правилам оформление товаров из Приднестровья облагается оплатой со ставками 0,1% по экспорту и 0,4% по импорту от таможенной стоимости грузов. В результате убытки предприятий ПМР в годовом исчислении составят около 4 млн долларов США.
Планомерно разрушаются Кишиневом все действовавшие до сих пор договоренности, достигнутые в рамках переговорного процесса, что привело к нарастанию критических проблем для населения.
Наконец, в качестве главной угрозы для Молдавии в документе обозначена Россия. При этом партнерство с США Санду назвала приоритетным направлением в деле укрепления национальной безопасности. Таким образом, Молдавия пытается добиться полного разрыва торгово-экономических связей Приднестровья с русским рынком и потребителями, нанося как можно больший урон экономике ПМР, чтобы понизить производственный потенциал и запас прочности приднестровской государственности, а также дестабилизировать социально-политическую ситуацию и заявив о неэффективности сложившейся экономической модели в ПМР.
Только реальные цифры говорят о серьезном противоречии. Так, экспорт Молдавии в страны Евросоюза в январе-августе 2023 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, сократился на 4,3%.
В то же время экспорт в страны СНГ вырос на 4,7%. При этом доля стран Содружества в общем молдавском экспорте, в который включены и приднестровские товары, продолжает расти и за восемь месяцев текущего года увеличился с 21% до 24,4%.
Таким образом, блокирование внешнеэкономического потенциала Приднестровья – всего лишь искусственное наращивание зависимости от европейских рынков, чтобы просто подогнать статистику под «правильный ориентир», создав благоприятное впечатление в глазах европейских кураторов. Однако, это мера – лишь видимость и крайне неустойчива, так как бизнес в любом случае будет ориентироваться на реальные возможности, а не эфемерные. А искусственные барьеры лишь обострят копившиеся годами проблемы для собственного молдавского производителя.
О чем проговорился молдавский переговорщик Серебрян
То, что в основе действий молдавских властей лежит исключительно политика, и нет никакой заботы о бизнесе или создании благоприятных условий для его развития, подтвердил молдавский переговорщик Олег Серебрян в ходе своего недавнего выступления в парламенте. В частности, он заявил, что Кишинёв намерен постепенно отказаться от «пагубной практики преференций» для экономических агентов Приднестровья, поскольку эта политика не привела к ожидаемым результатам. Кроме того, лояльный подход к Приднестровью, оказывается, противоречит процессу гармонизации молдавского законодательства с нормами Евросоюза.
Получается, европейская интеграция Молдовы противоречит сложившейся за три десятилетия конфигурации экономических связей между двумя берегами Днестра, а дальнейшее сближение РМ и ЕС, судя по всему, будет сопровождаться накоплением новых проблем и кризисов в молдо-приднестровских взаимоотношениях.
Таким образом, становится очевидным, что Кишинев избрал далеко не мирный путь в диалоге с Приднестровьем, скрывая свои подлинные деструктивные цели за лакированными риторическими конструкциями, констатирую представители экспертного сообщества.
Цель молдавской власти не изменилась за последние почти 35 лет, причем не важно, кто возглавляет эту власть: от коммунистов до либералов, и от демократов до националистов: грубое физическое подчинение Приднестровья без учета специфики региона с одновременным разрушением всяких признаков самостоятельной приднестровской государственности с упразднением органов самоуправления и структур власти.
Реализация этой задачи Санду обернула в фантик европейской интеграции, пытаясь преподнести местному населению, как высшее благо.
Однако, именно такой подход силового затаскивания людей против их воли под формат политических требований западных кураторов Санду не способен обеспечить устойчивого развития в условиях гражданского и политического согласия в обществе. И, по сути, ставит крест на перспективах нормализации отношений между двумя берегами Днестра.
Пока еще у международного сообщества, есть возможность отрезвить горячие головы в Кишиневе до того, как они натворят неисправимых ошибок и вернуть молдавские власти в русло адекватного восприятия действительности конструктивного подхода при выстраивании отношений.