Мэй играет в русскую рулетку
Сегодня во второй половине дня в Лондоне начнется специальное заседание британского правительства, которое окончательно определит политическую судьбу премьер-министра Терезы Мэй. После того, как она попросит кабинет одобрить проект «технического соглашения» с Евросоюзом по Brexit. Это заседание должно было состояться накануне, однако министры отказались автоматически поддерживать своего премьера и потребовали ознакомить их с деталями, где обычно и скрывается дьявол.
По мере ознакомления Мэй встречалась с ними поодиночке, чтобы узнать мнение о сделке. Она стала возможной в результате серьезных уступок Лондона ЕС, против которых выступает не только часть её собственного кабинета, но и влиятельная группа евроскептиков в руководстве Консервативной партии, включая парламентариев-консерваторов, а также их младших партнеров во власти – юнионистов из Северной Ирландии.
Какие перспективы?
Как сообщают британские СМИ, вынесенный на обсуждение документ включает обязательства по взаимному соблюдению прав граждан после Brexit, 21-месячный переходный период после выхода Британии из ЕС 29 марта 2019 года и – самое главное - подробности «законопроекта о разводе», согласно которому Лондон должен выплатить в качестве «отступного» Брюсселю 39 миллиардов фунтов стерлингов. Решение вопроса об ирландской границе откладывается на 1,5-3 года.
От министров требуется «политически» одобрить «техническое соглашение», проигнорировав «небольшое количество нерешенных вопросов», и принять решение о дальнейших шагах. Ведь именно сегодня истечет срок, когда, согласно графику переговоров с Брюсселем, Лондон должен утвердить условия сделки по выходу из ЕС.
Как констатирует лондонская The Times, «Тереза Мэй вручит сегодня свое будущее в руки старших министров, когда попросит их подписаться под сделкой по поводу Brexit перед лицом обвинений в предательстве». Газета сообщает также о готовящемся «перевороте» в парламенте.
Между тем, Мэй постоянно заявляет, что референдум - это решенный вопрос, и второго она не допустит ни при каких обстоятельствах. Лукавство её позиции заключается в том, что она во многом выхолостила содержание Brexit, оказавшись сейчас между двух огней: теми, кто выступает за «настоящий» развод с ЕС, и теми, как, например, лейбористы, кто вообще не хочет никакого развода. Поэтому если Мэй не поставят подножку сегодня, это сделают парламентарии – часть «своих» и чужие, которых в совокупности большинство.
«Облом» сегодня или завтра?
Причем «облом» может произойти уже сегодня, поскольку, как утверждает газета The Sun, 12 министров во главе с руководителем министерства по вопросам Brexit Домиником Раабом и главой МИД Джереми Хантом не одобряют позицию премьера по ирландской границе. Они настаивают также на том, чтобы Лондон обладал правом самостоятельно решать, насколько долгим будет пребывание страны в единой таможенной зоне с ЕС (ряд влиятельных тори резко критикуют и саму эту идею в принципе) ради сохранения «прозрачной» границы между Ирландской Республикой и Ольстером.
Всех их особенно возмущает требование Брюсселя перенести таможенную границу в порты Ирландского моря, так как это будет означать, что Северная Ирландия окажется в чужом таможенном пространстве. То, что вся Британия, согласно плану Мэй, будет играть фактически по правилам единого рынка ЕС и Таможенного союза, вызывает глубочайшее возмущение евроскептиков, с которыми Мэй теперь предстоит столкнуться лоб в лоб. По данным британских СМИ, четыре министра её кабинета могут в результате подать в отставку.
Мэй признает, что не все вопросы еще решены, и обещает, что сделка по Brexit не будет заключена «любой ценой». Выступая накануне с речью на банкете, организованном лордом-мэром Лондонского Сити, который много потеряет в случае «жесткого» Brexit, премьер заявила: «Переговоры по нашему выходу сейчас приближаются к концу. И мы упорно работаем, чтобы достичь прогресса по оставшимся вопросам в соглашении о выходе. Британский народ хочет, чтобы мы продолжили с Brexit, и я полна решимости реализовать его. Я хочу, чтобы люди знали, что я не поставлю под угрозу то, за что они проголосовали на референдуме».
Однако заверения Мэй совершенно не удовлетворяют её критиков с обеих сторон.
Многие - против
«Это все о вассальном государстве. Это совершенно неприемлемо для всех, кто верит в демократию», - заявил лидер оппозиции Мэй в Консервативной партии экс-глава МИД Борис Джонсон. По его словам, теперь у Дублина будет «по ряду аспектов» больше рычагов влияния на Ольстер, чем у Лондона, и он просто не понимает, как министры смогут такое поддержать. «Надеюсь, что кабинет министров поступит правильно и отвергнет этот проект», - добавил он.
Лидер кампании за выход Британии из ЕС, член Европарламента и бывший глава Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджел Фарадж назвал «техническое соглашение» с ЕС «худшей сделкой в истории», отметив, что Британия «ведет себя, как побежденная страна». Он подчеркнул, что это мало похоже на Brexit, и призвал членов кабинета Мэй немедленно и в массовом порядке подать в отставку.
«Надеюсь, что кабинет министров ее заблокирует, а если нет, то надеюсь, что это сделает парламент», - считает видный консерватор и сторонник «жесткого» Brexit Джейкоб Рис-Могг.
Сомневается в благополучном для Мэй исходе сегодняшнего мероприятия даже Найджел Доддс, заместитель лидера Демократической юнионистской партии, помогающей премьеру сохранять власть: «Я полагаю, ей будет крайне сложно добиться одобрения, но давайте подождем и посмотрим на фактические детали».
Понятно, что лейбористы не собираются поддерживать любой вариант Brexit. Лидер партии Джереми Корбин заявил, что ожидает подробностей, а «теневой» «министр по вопросам Brexit» Кир Стармер сказал: «Исходя из того, что мы знаем о хаотичном характере этих переговоров, вряд ли достигнутое соглашение будет выгодно для страны».
Brexit может быть жестким
Сегодняшнее специальное заседание правительства проводится в условиях «утечек» из окружения Мэй, что отсутствие одобрения её курса в переговорах с ЕС будет означать катастрофический выход из сообщества, без соглашения по Brexit. И если до конца ноября такое соглашение не будет заключено, правительство начнет практическую подготовку именно к «жесткому» варианту. Как пишет со ссылкой на информированные источники Financial Times, «много трудных решений должно быть принято в случае отсутствия сделки».
И это действительно так, поскольку Brexit, по подсчетам экономистов, обойдется в целом Британии примерно в 130 миллиардов евро. Вот тут-то Лондону и пригодятся находящиеся в британской юрисдикции российские активы.
Ждем-с
Все сейчас задаются вопросом, как отнесется правительство Мэй к предложению своего премьера, которая поставила на карту всё и пошла ва-банк. В Брюсселе, например, не верят, что Мэй удастся добиться своей цели. Особенно в условиях, когда важнейшие вопросы, по сути, еще не решены. Поэтому руководство ЕС решило не проводить по данному поводу экстренного саммита. Как заявил накануне его представитель, «прогресс на переговорах пока недостаточен для созыва саммита ЕС».
В общем, либо пан, либо пропал. Мэй предстоит сегодня испытать на себе справедливость этой поговорки. Но даже если массового бунта министров не случится, её ждет парламент, где для неё всё будет намного хуже: в условиях раскола среди консерваторов и оппозиции со стороны лейбористов Мэй обречена и должна будет уйти. В России этому лишь поаплодируют.