Мюнхенская речь 19 лет спустя: Предсказания Путина, которые, к сожалению, сбылись
Пророк или реалист?
Я вот подумал, было бы здорово если бы к годовщине выступления Владимира Путина на Мюнхенской конференции кто-нибудь сгенерировал с помощью нейросетей ролик в стиле "Семнадцати мгновений весны". Допустим, пока российский президент выходит на трибуну и раскладывает бумаги с заготовленной речью, за кадром, разумеется, голосом Ефима Копеляна, читается примерно такой текст:
Путин даже не предполагал, какой эффект произведёт эта речь, он просто делал свою работу. А ведь те слова, которые он сейчас произнесёт, вобьют первый гвоздь в крышку гроба глобализма и однополярного мироустройства.
Говоря новомодным языком, такая визуализация отразила бы драматизм, смысловое содержание и эстетику момента: ведь он выступал перед теми, кого сейчас называют геополитическими противниками России, и сделал это в логове врага.
Да, его тогдашнее выступление называют пророческим.
Так ли это? Путин был и остаётся реалистом. К 2007 году уже были осмыслены и проанализированы тревожные тенденции в мировом развитии. Было ясно: западная модель глобализации вошла в полосу кризиса.
Предлагавшийся после холодной войны однополярный мир тоже не состоялся; кстати, это не мои слова, это слова из выступления Путина в Мюнхене. Вот только вслух об этом говорить не отваживался почти никто. Наш президент оказался первым, кто во весь голос предупредил о грядущих проблемах. Более того, объяснил, как и почему глобальные риски могут реализоваться.
К примеру, подмена международного права правом сильного в те годы превратилась в обычную политическую практику ведущих стран Запада. Говорил об этом Путин в Мюнхене? Говорил. Указывал, что первопричины этого тренда в сохранении стереотипов холодной войны, двойных стандартов, шаблонов блокового мышления? Указывал. Прогнозировал деградацию институтов, призванных поддерживать мир и безопасность, – например, ОБСЕ? Прогнозировал.
Так же как и указывал на сознательное разрушение системы ядерной безопасности из-за несоблюдения США ограничений по противоракетной обороне – сейчас ничто кроме договора о нераспространении ядерного оружия не сдерживает мир от неконтролируемого пополнения смертоносных арсеналов.
Тогда, 19 лет назад, Верховный впервые поставил вопрос о необоснованном расширении НАТО и опасности этого процесса для России. Сейчас тема территориальной экспансии Североатлантического альянса фигурирует среди первопричин украинского конфликта. От предложений России следовать принципам международной экономической безопасности и честной конкуренции в сфере мировой торговли тоже отмахнулись.
Более того, Запад перешёл к откровенному экономическому и энергетическому терроризму: чего стоят захваты танкеров или подрыв "Северного потока"? Кстати, первые санкции против России стали вводиться вскоре после победы Путина на выборах в 2012 году – что это, как не отложенный эффект от его выступления в Мюнхене?
Спрогнозировал Путин и попытки глобалистов подменить государства всевластием транснациональных корпораций: он раскрыл механизм неоколониальной экспансии на примере программ по борьбе с бедностью, которые реализуют глобальные финансовые компании; к слову, сейчас инструментарий по выжиманию ресурсов из стран Глобального Юга у транснационалов пополнился "климатической" и "миграционной" повестками.
Но ведь Путин ещё тогда вывел их на чистую воду – благими намерениями устлана дорога в ад. Кстати, о роли стран "мирового большинства" он с мюнхенской трибуны тоже сказал и даже уточнил, что лидерами в глобальной экономике станут страны БРИКС, правда, тогда ЮАР к этому клубу ещё не присоединилась. Сегодня это объединение стран задаёт тон в мировом развитии.
Сила – в правде. Как было, так и осталось
19 лет назад, после мюнхенской речи, у многих возникло ощущение "пророчества", эдакого бунта, что ли. Якобы Ангела Меркель подошла к Путину и сказала по-русски: "Володя, ты слишком резко".
Позже она (та самая Меркель, которая потом скажет, что Минские соглашения были ширмой, чтобы подготовить Украину к войне с Россией) признала, что "политический климат" не позволил ей согласиться вслух. Это понятно.
Владимир Путин озвучил то, что многие боялись проговорить, да что там говорить – даже думать об этом боялись! И на Западе, и у нас доминировала другая политическая парадигма. Из монополярной модели мироустройства сотворили кумира, её абсолютизировали. А всех несогласных, всех критиков объявили врагами "отрытого общества", ретроградами, конспирологами.
А ещё – пророк обречён быть гонимым, претерпеть хулу от тех, кого обличает.
Так, на четвёртый день после выступления Путина в газете Los Angeles Times вышел материал под заголовком "Вошь, которая зарычала". Написал этот пасквиль сотрудник американского Совета по международным отношениям Макс Бут. Слова российского лидера объявили "зловещей и абсурдной риторикой, в которой можно расслышать гибель империи", "жалкой попыткой создать иллюзию, что Россия остаётся великой державой".
С тех пор и на Путина, и на Россию льются потоки клеветы и лжи. И чего мы только не услышали за прошедшие годы: и про "мировую бензоколонку", и про "экономику, разорванную в клочья", и про "бакс за двести рублей"…
Кстати, и тогда, и сейчас эта самая "вошь" обладала достаточным потенциалом, чтобы уничтожить США ответно-встречным ядерным ударом. Вероятно, западные пропагандисты этого не понимают. Ровно так, как 19 лет назад до них не дошло, что претензии им предъявляет лидер мировой державы, а не вышедший из-под контроля глава "банановой республики".
Что с того?
Впрочем, теперь-то ясно всем: сама история подтвердила правоту Владимира Путина. Его негативные прогнозы сбылись. Может быть, что-то даже и к сожалению. Слишком уж чётко.
А позитивные процессы, которые он тогда запустил, – набирают силу. Я прежде всего имею в виду строительство многополярного мира и суверенизацию России – страна пусть медленно, но верно выбирается из липкого и зловонного глобалистского потока.