"Мост в Небо": Смысл России раскрыт одним фильмом
"Раскалённый хаос" русской истории
Как наиболее кратко и ёмко раскрыть суть России? Да и возможно ли это? И нужно ль? То, о чём написаны многие тома религиозных и совсем не религиозных философов, политологов, публицистов. О чём спорили западники и славянофилы века XIX. О чём ломались копья в предреволюционных религиозно-философских собраниях и на думских заседаниях в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. О чём на советских прокуренных кухнях рубились диссиденты-шестидесятники, шумели митинги 1990-х и что с началом нового тысячелетия постепенно перекинулось в соцсети и прочие паблики.
При всех наших исконных лености и нелюбопытности, отмеченных ещё Пушкиным, мы, русские, в поисках самих себя всегда стремились "дойти до самой сути". Хотя и порой забредали в такие дебри, что разгребать, расхлёбывать это приходится многим поколениям. Так, неслучайно Александр Солженицын вывел корни революционной трагедии 1917 года из трагедии церковного раскола XVII века. Оба этих трагических события, ставших целыми эпохами, были связаны с попытками сойти со своего исторического пути, взять пример с пресловутых "западных партнёров" и совершить над Русью-матушкой эпохальный эксперимент.
Очень точное образное имя этому чудовищному эксперименту в одной из своих работ предложил русский кинорежиссёр Сергей Дебижев: "раскалённый хаос". В XX веке в этом хаосе Россия могла бы сгореть дотла, если бы… Если б не Божий Промысл о нашей стране и её народе. Сложный, непостижимый и порой даже кажущийся жестоким. Но бесконечно мудрый и исполненный истинной Любви к Своему творению.
Собственно, этот Промысл и есть суть России и русских. Но можно ли его пересказать словами, чтобы не запутаться и не запутать? Пожалуй, лучше не только и не столько рассказать, сколько показать. Именно это и сделал Сергей Дебижев в своей новой работе — фильме "Крест", который выйдет на широкие экраны 600 кинотеатров России 26 сентября, в канун великого православного праздника – Крестовоздвижения.
Мост в Небо
"Этот мир изначально задуман как временный. В "Апокалипсисе" Иоанн Богослов пишет, что мир всё равно обречён. Деградация людей естественна. Земля будет существовать до тех пор, пока рождает святых и просто людей, которые годны для Будущей Жизни..."
— эти слова монаха Никиты (Гашева), постриженика Псково-Печерской обители, прозвучавшие в фильме "Крест" на фоне видеоряда типичной городской суеты, вечно спешащей куда-то толпы людей, словно ушат холодной воды. Все верующие люди знают, что когда-то наступит Конец времён. Но за мирской суетой мало об этом задумываются. Ну а в тот момент, когда нас всех, словами Сергея Дебижева, "засунули в маленькую коробочку", в современные гаджеты, мы вовсе утратили "эсхатологическое чутьё", являющееся главным инстинктом самосохранения всего человечества.
В "Кресте" лучше всего это показано на контрасте двух миров. Современного, с его... нет, не будем морализаторами, даже не банальным развратом. А с его крайним духовным бесчувствием. Влюблённостью даже не в самого себя, а в искусственно созданный псевдообраз. Вот маленькая девочка, трепетно прикладывающаяся к древнему образу Спаса Борисоглебского в соборе Воскресения Христова города Тутаева (увы, до сих пор не возвратившего своего исконного имени Романова-Борисоглебска). А вот современная молодая женщина, любующаяся собственным ликом в зеркальном отражении. "Свет мой, зеркальце, скажи"...
Замедленные, столь напоминающие "Святой Архипелаг" (неслучайно режиссёр назвал "Крест" центральной частью кинотриптиха, завершающая часть которого уже в работе) съёмки самых разных святынь — Соловецкого и Псково-Печерского монастырей, Суздаля и Тутаева, Святой Земли и Эфиопии — позволяет увидеть то, что обычно скрыто от замыленного глаза современного человека. Небо на Земле, единственным мостом к которому является Крест Христов. Но даже на этом мосте мы, грешные люди, неизбежно спотыкаемся.
Сергей Дебижев смог показать это очень тонко и просто, совместив две свои съёмки Великой Субботы в иерусалимском Храме Гроба Господня. В день схождения Благодатного Огня. Тридцать лет назад: всеобщий трепет и благоговейное ожидание. 2024 год: многочисленные экраны телефонов, стремление не увидеть своими очами — "светильник тела есть око" (Мф. 6:22), — а запечатлеть, оставив в памяти гаджета.
И снова никакого осуждения, никакого морализаторства. Но чёткий контраст. Два мира. И между ними мост — Крест. По преданию, впервые установленный на будущей Русской земле ещё Святым апостолом Андреем Первозданным, предвозвестившим эсхатологическую миссию грядущего Третьего Рима. Миссию крестоцентричную. Столь ярко и художественно отображённую в кадрах возведения поклонного Креста в Соловецкой обители.
Сложно даже представить, сколько Крестов вырезал Георгий Кожокарь, руководитель Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря, один из главных героев фильма "Крест". Но именно его слова о глубочайшей символике, включая ветхозаветную, нашей главной святыни, орудия Распятия и вместе с тем оружия нашего Спасения, Хранителя всей Вселенной, являются сердцевиной фильма. Их нужно услышать, но не только физическим слухом, а и духовным. Сложно? Неимоверно. Но всем своим фильмом Сергей Дебижев помогает нам в этом.
Что с того?
Каждая новая картина Сергея Дебижева — это самое настоящее Со-Бытие. Хорошо известный в авангардных кругах 1990-х, автор культовых для того времени фильмов "Два капитана 2" и "Комплекс невменяемости", снятых в сотрудничестве с безвременно ушедшим на пике творческой и общественной активности музыкантом Сергеем Курёхиным, Дебижев в последние десятилетия обратился к православной консервативной тематике. К глубокому историософскому осмыслению русского бытия.
"Последний рыцарь Империи" (2014) о великом русском монархическом мыслителе Иване Солоневиче, "Раскалённый хаос" (2017) об истоках трагедии 1917 года, "Крым Небесный" (2020), представивший всю красоту и уникальность этой исконно русской земли, наконец вернувшейся в родную гавань, — это лишь небольшая часть последних работ режиссёра. В "Святом Архипелаге" (2022) он, как и многие творцы, в очередной раз превзошёл самого себя. Совершенно точно и удивительно красиво представив Соловки средоточием русской православной цивилизации. Во всей её боли (включая трагедии церковного раскола XVII века и во многом связанной с ним революционной смуты 1917-го и последующих годов) и духовном величии.
И вот теперь новый выход за пределы — фильм "Крест". Вторая, центральная часть дебижевского триптиха. Что ж, пора собираться в кинотеатр, ну а после — обязательно в храм. Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!