"Глупое животное! Золота не может быть слишком много!" Будни ставропольской ГИБДД
Редко у какого водителя не учащается пульс, когда в него целится полосатый жезл гаишника. Нет, сердце, разумеется, сбивается с ритма исключительно от непереносимой нежности к владельцу полосатой палочки. Но деваться, как правило, некуда, и обитатель железной коробочки на четырёх колёсах временно подпадает под власть человека в жёлтом жилете.
Хотя что это мы, не человека, конечно же. Какой-нибудь Иванов Иван Иванович в данную минуту пребывает в ипостаси сержанта, лейтенанта или даже капитана. Полковника на дороге теперь видишь, как правило, крайне редко. А сия суровая ипостась подразумевает, что вышагивает к тебе весомо и значительно не человек, а государственная функция. Само государство, иначе говоря.
Ну и кому нужна лишняя встреча с государством, если это не пенсионный или какой-нибудь ещё фонд, выдающий тебе материнский капитал, пенсию или социальную выплату?
С другой стороны, от государства ждёшь защиты.
Вот только ни разу не видел сам, не слышал от других и даже не читал о тех случаях, когда водители в умилении падали на грудь топающей на них защите с полосатой палкой.
Одним из героев взаимных водительских пугалок издавна была дорожная полиция Ставропольского края. Вот уж где государство в лице людей в фуражках заботилось о гражданах на колёсах во всю свою нежность. Здешние гаишники не спали, говорят, никогда. И счастливого пути желали только после самого пристального осмотра.
Нет, надо признать, что некоторое время назад уровень заботы ГИБДД о водителях насильственно понизили. Отобрали техосмотр, запретили ныкаться по кустам, обязали объявлять, по какой причине остановили транспортное средство. Поставили камеры в патрульных экипажах, дабы хоть так ограничивать договороспособность дорожных служителей государства. Казалось бы, мог народишко уже и перестать показывать гостям дворцы за городом, с непонятной гордостью говоря: "А это дом начальника областной ГИБДД!"
Не на таковских напали!
Оно, конечно, и цари неплохо жили в своих Зимних и прочих дворцах. Музеи теперь там. Красиво: колонны, картины, золото, лепнина... Ковры... Вот про золотые унитазы не слышно было, но как раз эту прореху жертвенно закрыл собственным… ну... телом начальник ставропольского УГИБДД полковник Алексей Сафонов.
Правда, по исключительной скромности своей не повёз он золотой унитаз в далёкий Санкт-Петербург. Или, быть может, из чувства местного патриотизма действовал. Но, так или иначе, установил сей агрегат на родной Ставропольской земле. То есть в доме. Своём. Тоже исключительно скромном. Ибо, конечно, золото, лепнина, колонны, картины – это как полагается. Но сам дом поменьше, поменьше Зимнего.
И цари недотягивали до уровня Сафонова, ведь они за интересы государственные стояли, а он – во главе пирамиды всей местной ГИБДД. Но пирамида – дело ненадёжное, что бы ни кричали недалёкие физики: не будешь делиться – ну, то есть будешь много брать, – обрушится. Расползётся под тобой. Что, отметим в скобочках, похоже, и случилось, отчего полковника Сафонова задержали по подозрению в создании организованной преступной группировки из гаишников. Которая занималась как поборами на дорогах, так и продажей доступных ей государственных услуг. Скажем, пропуск для грузовиков и фур с различным содержимым, выдача блатных номеров и так далее – список всем участникам дорожного движения вполне ведом. По цифрам пока получается так: 35 человек в погонах повязанных и 19 млн рублей как взятки насчитанных.
И то и другое представляется… недостоверным. Слава ставропольских гаишников явственно превышает первую цифру. А тленных 19 миллионов Сафонову и на интерьер его дома не хватило бы. Собственно, об этом говорит и председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, сей шум и поднявший.
А следовательно, это и была та самая пирамида. В которой, по логике, денежные ручейки, начинаясь на дорогах и постах ГИБДД, текли наверх по всем ступенькам. Вопреки закону всемирного тяготения.
А теперь скажите, кого-нибудь удивила эта новость? Кто-нибудь верит, что в России у одного начальника областной ГИБДД дом в золоте, а карманы – в долларах? Ответ за очевидностью замнём.
(И случай-то, хоть громкий и "бохатый", но не единственный. Вон в Воронеже – славной столице Черноземья – задержали "руководителя одного из подразделений территориального отдела". Сотрудникам надзорных органов показалось подозрительным то, что у этого стража дорог 22 квартиры – на 50 млн рублей. Брал ли он взятки, "обилечивал" ли беспечных водителей – теперь будет разбираться следствие.)
Далее естественным для России образом выжигается прямо на лобных долях мозга вопрос: "Что делать?" Разум возмущённо кипит, хоть и не удивляется. Но – вот ведь негодник! – не от открывшейся нечестности гаишников. Можно, конечно, повспоминать Германию или Финляндию, где взяточничества на дорогах нет, да и дорожной полиции особо не видно, пока чего-то не произошло аварийного. Но у нас – Россия. Тоже когда-нибудь изживётся это явление, но вряд ли скоро. Люто большая страна. И люто разная.
Тут другое важнее. То, с чего начали. Все эти люди с полосатыми палками – не люди на самом деле. Людьми они дома станут. А на дороге, на службе они – государство. Живая государственная функция. И вот этот Сафонов – это не он преступную банду сколотил. Это, получается, государство в его лице сделало. И это государство отнимало деньги у водителей.
И вот теперь главный вызов, который посмел господин, любящий золотые унитазы, бросить в лицо самому государству: "И что ты со мной сделаешь?"
Невольно вспоминается жадный визирь из советского мультика "Золотая антилопа". Не подозревая, что излишнее количество золотого металла может стать угрозой, он смеялся над героиней: "Глупое животное! Золота не может быть слишком много!". Оказалось, что может.
И очень досадно будет, если накажет государство Сафонова не как государственную функцию, начавшую работать против государства. Не как врага государства – жёстко, функционально, машинно, как за государственное преступление.
Как человека накажет. Как просто взяточника. Оступился, бывает.
В Нижний Тагил на отсидочку отправят, где тоже все свои, оступившиеся. Для него ли одного государственная должность – кормушка, а не служение?
И даже золотой унитаз не отнимет.