Не та нота: В чём причина убыточности Spotify
Всегда радостно за компании, которые растут на бирже. Всё у них хорошо. И хорошо у тех, кто на этом позитивном психозе зарабатывает. Технологические стартапы каждый год грозятся поменять мир, это уже общее заявление при выходе на биржу. Тогда из стартапа ты вырастаешь уже в серьёзную компанию. Но вот стартовый психоз и рост в первые дни — это прямо-таки примета времени. Потом, правда, начинаются сложности.
Шведский музыкальный сервис Spotify разместил акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. На открытии торгов стоимость ценных бумаг компании выросла на 26% по сравнению с рекомендованной ценой в $132 и составила $165,90 за штуку. Оценка Spotify составила 29,5 млрд.
В отличие от большинства других компаний, Spotify провела вместо публичного размещения акций прямой листинг, когда бумаги сразу же поступают в свободную продажу без предварительных торгов с участием институциональных инвесторов. Цена формируется на основе спроса и предложения. В компании объяснили решение тем, что Spotify не нуждается в новом финансировании. Что, конечно, чистой воды враньё.
Если тебе не нужно финансирование, чего ж ты тогда на биржу попёрся? Это же прямой удар по основателям в части контроля за компанией. Ведь на фондовых рынках западного типа после выхода на биржу тебе надо делать только одно — продуцировать позитивные отчёты и давать надежду. Тогда на этих прекрасных ожиданиях и ублажении миноритариев ты будешь расти. Настроение поменяется у рынка – поменяется и твоя капитализация. Какие тут новые продукты и сервисы? Только настроение рынка, только хардкор.
Стриминговый сервис Spotify был запущен в 2006 году, компанию основали Мартин Лоренцсон и Дэниэл Эк. Сейчас месячная аудитория составляет 159 млн пользователей, 71 млн из которых платят за подписку. Для сравнения: у ближайшего конкурента Spotify сервиса Apple Music всего 38 млн платных подписчиков.
Что интересно: за 12 лет существования Spotify так и не стала прибыльной. 2017 год компания закончила с чистым убытком в 1,4 млрд долларов при выручке почти 5 млрд. Операционный убыток составил 461 млн.
Американский совет по роялти CRB, регулирующий орган, занимающийся вопросами авторских гонораров и действующий при библиотеке Конгресса США, принял решение о повышении роялти, которые стриминговые музыкальные сервисы, такие как Spotify и Apple Music, выплачивают авторам музыкальных композиций и музыкальным издательствам. Если сейчас стриминговые сервисы обязаны платить им 10,5% выручки (такой уровень был установлен в 2012 году), то в ближайшие 5 лет выплаты вырастут до 15,1%.
Так что много заработать на музыке Spotify банально не дадут жадные до денег поборники копирайта. Которые на росте такой модели, как стриминг, будут требовать всё больше и больше денег. Но если Apple, Google или Яндекс может себе позволить поддержать свой музыкальный сервис и наращивать долю рынка трафиком, то у шведов это основной и единственный бизнес, так что в обозримой перспективе им придётся крайне нелегко. Тем более, что они чужие на двух главных мобильных платформах, что iOS, что Android.
Поэтому всё, что остаётся шведской компании — это распространять слухи. Например, одним из таких стал слух, что компания разработает свою железку для воспроизведения музыки в авто. Хотя на этом рынке такого просто валом. И как это позволит компании быть прибыльной, совершенно непонятно. Ну так это в посткапитализме сущая ерунда. Прибыль какая-то. Слухи, оптимизм, позитивная истерика, а вы тут с прибылью какой-то.