"Не унижайте мужика": Макрон отомстит за свою "жену"
Долго ждали, но решились быстро
ЕС и МЕРКОСУР (исп. — Mercado Común del Sur, MERCOSUR) — крупнейший торгово-экономический блок Латинской Америки, или "общий рынк", в который входят Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай — после длившихся 25 лет переговоров подписали соглашение о свободной торговле.
Не стремись Трамп "сделать Америку снова великой" за счёт роста производства в США, путем повышения торговых пошлин и изменения торгового баланса в свою пользу, эти переговоры длились бы и по сей день. Но Европа решила себя хоть как-то обезопасить за счёт Латинской Америки с её огромным рынком, который давно был готов открыться для Старого Света.
В странах — членах МЕРКОСУР проживает более 55 % населения всей Латинской Америки и Карибского бассейна — более 300 млн человек. То есть совместно с ЕС подписанное соглашение охватывает более 800 млн человек. На МЕРКОСУР приходится 40 % прямых зарубежных инвестиций, 33 % объема внешней торговли стран региона. А совокупный объём ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл. МЕРКОСУР представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС зону свободной торговли.
Иными словами, МЕРКОСУКР — отнюдь не нахлебник Евросоюза, а достойный партнёр, способный принести выгоду. После состоявшегося в уругвайской столице Монтевидео саммита ЕС — МЕРКОСУР, на котором было подписано соглашение о свободной торговле, стороны отметили его крайнюю необходимость "в условиях растущего протекционизма во всём мире", который провоцируется намерениями Трампа повысить пошлины на ввозимые в США товары.
Это соглашение не просто экономическая возможность — это политическая необходимость. Сильные ветры дуют в противоположном направлении — к изоляции и раздробленности. Но это соглашение — наш быстрый ответ,
— сказала на итоговой пресс-конференции в Монтевидео председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
Это прямое признание в том, что Европа будет противостоять Трампу с его протекционистской политикой. Европейские чиновники и сторонники сделки говорят, что она защитит страны ЕС от возможного повышения торговых пошлин, которыми угрожает избранный президент США Дональд Трамп.
А Макрон "против"
Между тем соглашение между ЕС и МЕРКОСУР должны будут ратифицировать все члены ЕС. Но не все члены ЕС рады этой сделке. Франция, самый ярый её критик, уже назвала её "неприемлемой". Министр торговли Франции Софи Примасс пообещала противостоять следующим этапам одобрения соглашения, сославшись на экологические и сельскохозяйственные проблемы.
Подписанное соглашение о свободной торговле — это лишь начало, вероятно, длительного процесса, который должен пройти, прежде чем подписанный бюрократией ЕС и лидерами стран — членов МЕРКОСУР документ воплотится в жизнь. Он может быть даже заблокирован, над чем Франция, как уже сказано выше, будет активно работать.
С другой стороны, группа стран ЕС, включая Германию и Испанию, заявляет, что сделка жизненно важна для Евросоюза, который стремится диверсифицировать свою торговлю после почти полного закрытия российского рынка и из-за опасений по поводу зависимости от Китая.
Испания будет работать над тем, чтобы это соглашение было одобрено большинством Европейского совета, потому что открытость торговли с нашими латиноамериканскими странами-партнёрами сделает нас всех более процветающими и сильными,
— заявил премьер-министр Испании Педро Санчес. Позиция официального Мадрида вполне понятна. Испания, исторически имеющая тесную связь со своими бывшими колониями в Новом Свете, является проводником их интересов в Европе.
Сторонники сделки в ЕС рассматривают МЕРКОСУР как рынок для европейских автомобилей, машин и химикатов, а также как потенциально надёжный источник критически важных минералов, таких как литий, необходимый в условиях бурного роста IT-индустрии, а также для производства автомобильных аккумуляторов. В частности, немецкий автопром, переходящий на "электрички", голосует за свободную торговлю с Латинской Америкой.
Сторонники соглашения также указывают на преимущества для европейского сельского хозяйства, поскольку соглашение обеспечивает ему более широкий доступ в Латинскую Америку и снижение тарифов на сыры, ветчину и вино из ЕС.
Личные мотивы
Между тем есть один важнейший момент, который требует разъяснения. Оппозиция Франции соглашению с Южной Америкой основывается в значительной степени на личных мотивах президента Эммануэля Макрона. Есть основания полагать, что Макрон имеет личную неприязнь к Бразилии, недавний лидер которой Жаир Болсонару в 2019 году позволил себе не очень корректные высказывания в адрес жены Макрона Бриджит Макрон.
Макрон был среди тех мировых лидеров, кто нелицеприятно критиковал Жаира Болсонару за недостаточные меры при тушении пожаров в Амазонии в 2019 году. В ответ президент Бразилии Жаир Болсонару позволил себе публичный комментарий, касающийся внешности первой леди Франции. Болсонару отреагировал на пост в Facebook, где сравнивались фотографии жены Болсонару, тогда 37-летней Мишель Болсонару, и Бриджит Макрон.
Теперь вы понимаете, почему Макрон устраивает травлю Болсонару?
— написал один из пользователей соцсети. "Не унижайте мужика", — ответил президент Бразилии.
При этом не совсем ясно, что имели в виду автор поста и ответивший ему Болсонару. Вполне возможно, что речь шла вовсе не о приличном возрасте и не о морщинистом лице Бриджит Макрон, а о том, что она — мужчина-трансгендер, о чём вся Франция говорит на кухне и что сам Макрон относительно недавно пытался отрицать публично. Понятно, что такие обиды Макрон простить не может.
Французский президент вполне может экстраполировать свою неприязнь к Болсонару на всю Бразилию, которая со своими ресурсами будет одной из главных выгодоприобретателей от соглашения ЕС — МЕРКОСУР. Тем более что Болсонару уже заявил, что намерен бороться снова за высший государственный пост на следующих президентских выборах в Бразилии в 2026 году.
А Макрон в любом случае в 2027 году покинет свой пост. И если личная вражда Макрона на самом деле лежит в основе позиции Франции, то эти субъективные причины официального Парижа не ратифицировать соглашение ЕС с МЕРКОСУР через два года исчезнут сами собой.
Чего ждать?
Для заключения соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР потребуется одобрение 15 из 27 членов ЕС, представляющих 65% населения Евросоюза, а также простое большинство голосов в Европейском парламенте. Страны — члены МЕРКОСУР с оптимизмом смотрят на перспективы ратификации документа и полагают, что ЕС в конечном итоге одобрит сделку и что Франция не сможет собрать блокирующее меньшинство. И Макрон останется с носом, вернее, со своим старым трансгендерным не то "мужем", не то "женой".