Ни кофе, ни подстричься: как зловещая тишина и бездействие властей разорили восток Суоми
В Суоми сейчас наблюдается странная ситуация. С одной стороны Хельсинки говорит о том, что не откроет границу, пока "Россия не исправится", а с другой — бьёт тревогу из-за того, что обедневшием на фоне всего этого приграничные регионы пустеют.
Удивительного в последнем пункте ничего нет. Эти и без того не самые богатые территории раньше имели один стабильный источник доходов — русские туристы. Нынешняя политика оставила их у разбитого корыта.
А поразительный цинизм финского правительства заключается в том, что они хотят удержать людей в этих неблагополучных районах. Ведь кто в противном случае будет бдить за восточной границей? Стена-то декоративная.
"Людей на улицах не видно, жизнь остановилась"
Есть такая деревня в 200 метрах от границей с Россией — Хииваниеми. Несколько лет назад это было очень оживлённое место. Много семей с детьми, дети учились, родители трудились, жизнь кипела.
Сейчас же инфраструктура пришла в упадок, а население стремительно состарилось — молодёжь снялась с места и отправилась в поисках лучшей жизни.
Малый бизнес, что раньше цвёл на благодатной почве регулярного туризма, схлопнулся. Дошло до того, что местным банально негде выпить чашку кофе и подстричься.
Никаких публичных услуг не осталось, людей на улицах не видно, жизнь остановилась.
— пожаловался в беседе с финским изданием Yle местный житель Яни Киеси.
Яни и его жена Аули — одни из немногих, кто остался Хииваниеми. Сейчас он вынужден кататься за 20 километров в Лапеенранту на работу каждый день. Но переезжать туда насовсем пока не планирует, так как даже этот относительно большой город накрыли общие для всего финского приграничья проблемы.
"Отказ от дешевых российских энергоносителей привел к тому, что собственники целлюлозно-бумажных комбинатов сегодня экономят буквально на всём и вынуждены отправлять работников в бессрочные отпуска или и вовсе увольнять. Банкротств очень много.
— поделился депутат городского совета Лаппенранты Ристо Хуовинен.
А есть ли перспективы?
Сейчас в Суоми проживают около 5,6 миллион человек, однако они крайне неравномерно распределены по территориям страны. Исторически финны обживали берега Балтийского моря и Финского залива. Причин тому много: рыбалка, торговля и более мягкий климат. А потому в столичном районе плотность населения составляет более 500 человек на квадратный километр, а на севере и востоке — менее 10.
Лаппеенранта и соседняя Иматра всегда были исключением. Однако их колоссальная зависимость от русского туризма сейчас вышла им боком.
Кстати, не так давно власти Суоми заявили, что будут ликвидировать муниципалитет Виролахти, что находится в 77 километрах Лаппеенранты. На его содержание больше нет денег, а большинство местных разъехалось. Кстати, через этот муниципалитет шла прямая дорога от Хельсинки до Петербурга.
Во время лыжных каникул на трассе муниципалитета стоит зловещая тишина . В час мимо проезжает в лучшем случае несколько машин… Закрытие границы с Россией окончательно добило экономику Виролахти.
— сообщают местные СМИ.
Те, кто остался, находятся в безвыходном положении. У них нет денег на переезд, а продажа недвижимости не поможет. Ведь кому нужен дом в безлюдном краю, на который наплевали даже власти Суоми?