Новосибирск окунулся в прошлое: знакомство с миллионершей и воспоминания о сибирском «Титанике»
Трагедия на Оби
100 лет назад, в ночь с 9 на 10 мая 1921 года двухпалубный пароход американского типа «Совнарком», следуя из Барнаула в Томск, затонул в 200 метрах от правого берега реки Обь, ударившись о 4-ю опору железнодорожного моста у города Ново-Николаевск. Пароход «Братья Мельниковы» или «Совнарком», как его назвали в 1921 году, по какой-то причине не останавливается в Бердске на ночевку. Катастрофа произошла во время первого срочного рейса навигации 1921 года. Как и почему случилось это страшное кораблекрушение, ответа нет до сих пор. Погибли по общим оценкам от 100 до 300 человек. Точное количество погибших никто назвать не мог даже тогда. Список команды есть, а списка пассажиров не было. Вероятно, это связано с тем, что было беспокойное время, голод, власть не устоялась ещё в 1921 году.
Кстати, именно 100 лет назад, Сиббюро РКП(б) решило перенести сибирский административный центр из Омска в Новониколаевск, сегодня – Новосибирск. Произошло это 14 января 1921 года. Всего за четыре месяца до крушения парохода «Совнарком».
Пресса тех лет довольно скудно описывает происшествие. В связи с этим сразу появилось много версий гибели парохода. Кто-то заявил, что пароход захватили вооружённые люди из-за того, что он вёз много хлеба и зерна. Также предполагалось, что это могли быть эсеры, но никаких доказательств вооруженного захвата нет.
Как погиб пароход тоже до конца не понятно. «Совнарком» погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения – в 500 метрах ниже моста.
Считается, что дежурный на мосту и капитан перепутали сигнальные огни. Дело расследовала официальная комиссия. Капитан получил небольшой срок за гибель парохода и был освобождён через год по амнистии. Его дальнейшая судьба неизвестна. Официально получается, что вроде бы виновные наказаны и дальше разбираться в деле не стали.
Сибирская миллионерша
История эта началась задолго до кораблекрушения в 1921 году. В 1883 году Евдокия Мельникова приехала со своим мужем Виссарионом покорять Сибирь. Вологодские мещане переехали в Барнаул, образовали пароходную компанию и начали развивать свое дело. После смерти мужа вдова не отказалась от ведения бизнеса, а наоборот преуспела. Мать семерых детей смогла стать миллионершей. Мельникова была и остаётся великим человеком в сибирском предпринимательстве.
Именно она первой в Западной Сибири организует по-настоящему комфортабельное пассажирское пароходство. Занялась она этим очень своевременно и подошла к делу серьёзно: строила суда на своих затонах, проводила рекламные компании, например, печатала рекламные буклеты и открытки. Коллекцию этих открыток можно увидеть на выставке. Сегодня они являются большой редкостью. Было выпущено всего две серии открыток по 16 штук. В частной коллекции, представленной на выставке, не хватает только двух экземпляров.
Первым пассажирским пароходом в Западной Сибири стал «Кормилец». Супруги начали строить двухпалубные пароходы американского типа. После смерти мужа Евдокия продолжила общее дело и весьма преуспела, заработав миллионы на перевозке зерна. В начале XX века её семье принадлежало 8 больших пассажирских пароходов («Кормилец», «Богатырь», «Волшебник», «Двигатель», «Шорный инженер Воронцов», «Инженер-механик» Гуллет», «Воткинский завод» и «Братья Мельниковы»). Также они владели двумя буксирными пароходами «Дедушка» и «Сибиряк», а также теплоходом «Покорный». Они плавали по Оби и её притокам. У Мельниковых были собственные причалы в городах Бийск, Камень-на-Оби, Томск, Ново-Николаевск. Зимой они занимались гужевыми перевозками.
Будущий пароход «Совнарком», а тогда «Братья Мельниковы», был собран в Бобровском затоне в 1909 году. Часть деталей сделали на Воткинском заводе, а корпус собрали в затоне. На первом этаже располагались каюты первого и второго класса, ниже третьего – 19 кают 1-го класса, 40 кают 2-го класса и 83 каюты 3-го класса. Также у парохода был большой грузовой отсек.
Все пароходы Мельниковой были построены по лучшим образцам и прекрасно оборудованы: отдельные каюты, паровое отопление, электрическое освещение, вентиляторы, буфет. На выставке можно ознакомиться с меню и блюдами, которые предлагались пассажирам. Питание было трёхразовым и очень разнообразным.
На пароходе предписывалось соблюдать строгие правила. Например, в выдержках из путеводителя, представленного на выставке, указано, что на пароходе нельзя жечь костры, и самостоятельно греть самовар. С собой пассажирам разрешалось бесплатно провозить подушку и саквояж.
«Организация комфортабельного пароходства была фишкой того времени, потому что в Западной Сибири такого ещё не было. Первый класс обслуживался по высшему разряду. Например, у них был душ, самовар, библиотека, свежая литература и пианино», – пояснила старший научный сотрудник краеведческого музея Мария Овчарова.
Ежегодно пароходство Мельниковой выпускало книжки расписания пароходов, в которых была размещена багажная и пассажирская такса, расписание движения пароходов, железнодорожное расписание и много другой полезной информации. Согласно архивным документам, только пароходство Мельниковой могло взять на себя в то время перевозку почты, отправляя ежедневные рейсы строго по расписанию.
Позднее компания перешла старшему сыну Евдокии Мельниковой Александру. Все дети в семье получили прекрасное образование и большинство из них работали в собственной компании. Перед Октябрьской революцией он успел продать бизнес, но как распорядился средствами неизвестно. Известно, что их не раскулачивали. Он и его родные остались жить в Томске и Барнауле уже после Гражданской войны. Евдокия похоронена на кладбище Александровского монастыря в Томске рядом с мужем.
100 лет спустя
В Новосибирске к 100-летию трагедии на Оби в Краеведческом музее сделали выставку, при поддержке частных коллекционеров и сотрудников музея новосибирского речного училища. Эта выставка о самой загадочной истории обского судоходства объединила в себе два события.
На выставке представлен материал, который посвящён одному пароходу и семье Мельниковых, построившей его. Выставочная экспозиция показывает, как развивалось пароходство в Сибири и то, какая страшная трагедия произошла сто лет назад. В двух залах разместили более 100 уникальных предметов, имеющих непосредственное отношение к развитию пассажирских перевозок по рекам Сибири и походному быту того времени, истории жизни судовладельцев, а также подлинные вещи с затонувшего в Новосибирске парохода «Совнарком».
Пароход пытались поднять неоднократно. Первый раз хотели сделать это в 1923 году, но не было технических и финансовых возможностей. В 1933 тоже поднимали вопрос об этом. Военные водолазы осмотрели место происшествия и посчитали, что подъем будет стоить более 60 тысяч рублей.
Потом в 1943 году хотели поднять пароход из-за муки и почти 230 тонн зерна, которые он вёз в тот роковой рейс. И наконец, в это удалось осуществить в 1984 году, через 63 года после кораблекрушения. Тогда подняли части парохода, самовары, мешок с мукой и паровой котёл.
На выставке можно увидеть скудные свидетельства той трагедии, которые сохранились до наших дней. Здесь выставлен водолазный шлем, в котором погружались водолазы тех лет, самовары, хранящиеся в музее речного училища, дверные ручки и небольшие детали.
До недавнего времени ещё были живы очевидцы тех событий, но даже их рассказы не смогли пролить свет на крушение сибирского «Титаника».
«Почему-то никто до конца не расследовал все обстоятельства данного происшествия и, возможно, выставка и юбилейная дата позволят узнать новые факты о том событии. Мы проводили исследования, но достоверных архивных материалов сохранилось очень мало. История сама по себе интересная, окутана тайнами и породила множество версий. Причины трагедии не понятны. Сейчас на этом месте нет ничего. Всё размыло», – рассказала старший научный сотрудник краеведческого музея Мария Овчарова.
Сегодня место трагедии отмечено лишь белой чертой на опоре моста. Никаких памятных знаков или табличек с указанием на это трагическое событие в Новосибирске нет.
Ранее «Царьград Новосибирск» рассказывал, как 80 лет назад Новосибирск встретил начало Великой Отечественной войны.