Новый страх для Байдена: На Украину двинутся китайские добровольцы
Заместитель Путина и фантазии политологов
Визит заместителя председателя Совета безопасности России Дмитрия Медведева в Китай и личная встреча с председателем Си оказались настолько неожиданными для большинства наблюдателей, что от слухов и попыток политического анализа голова может кругом пойти.
Впрочем, коллективный разум Рунета сумел породить не так уж много версий визита.
Во-первых, говорят о том, что визит Медведева каким-то образом прямо связан с появлением в США президента Украины Владимира Зеленского.
Поездка Медведева в Китай может считываться как "ответка" поездке Зеленского в США. Самому Путину такой ход как бы не по статусу, а Медведев – как раз яркий идеологический противник Киева. При этом самому Си Цзиньпиню говорить с Медведевым, возможно, было проще и продуктивнее, чем с Путиным,
– утверждает президент фонда "Центр развития региональной политики" Илья Гращенков. Это сегодня довольно типичное высказывание для либеральной части отечественных аналитиков.
Во-вторых, говорят о том, что поездку следует рассматривать через рамку российской внутренней политики – речь идёт о серьёзном усилении позиций Дмитрия Медведева и даже о том, что теперь его некоторое время снова будут считать "преемником" Владимира Путина. В некоторых телеграм-каналах даже договорились до того, что это, мол, "смотрины" – как будто председатель Си никогда раньше Дмитрия Медведева вблизи не видел.
В-третьих, гадают о содержательной части визита – то есть о том, что Владимир Путин написал в письме, которое не мог доверить никому, кроме своего заместителя, и что он "на словах велел передать" китайскому лидеру.
Здесь наиболее радикальные и даже шокирующие предположения высказал политолог Сергей Марков:
…Что в письме, не знает никто. Варианты.
1. Путин предупреждает Си, что если и дальше Китай будет занимать нейтралитет, когда Россия ведёт войну с главным врагом Китая США, то Китай ждут трудные времена.
2. Путин предлагает Китаю передать России большие объёмы оружия.
3. Путин предлагает Китаю резкое развитие в экономике.
4. Путин предлагает Китаю дать согласие на переброску армии КНДР на Украину для участия в боевых действиях. Логично было бы, чтобы Китай это оплатил.
Если верить Маркову, российский лидер, с одной стороны, может угрожать китайскому, а с другой – просить о поставках оружия и даже о посылке на украинский фронт солдат (понятно, что Китай контролирует Северную Корею в достаточной степени, чтобы "продавить" такое решение)
Председатель Китая и реальные интересы
При всем уважении к Сергею Маркову, его предположения трудно счесть иначе чем фантастическими. Конечно, в прошлом веке была одна война, которую против сил США и их союзников выиграли вместе русские военные советники и армия "китайских добровольцев" – было это в начале 50-х в Корее. Но с тех пор много времени утекло, и представить сегодня такое развитие событий так далеко от границ Китая – вряд ли даже писатели Сергей Лукьяненко или Лю Сицынь в своих романах сочли бы это возможным фантастическим допущением.
Однако визит Дмитрия Медведева не может быть просто жестом вежливости в стиле восточной дипломатии. Очевидно, сегодня происходят очень серьёзные обсуждения, и наверняка они связаны с СВО, которую Россия ведёт на Украине.
Председатель Си отчасти приоткрыл завесу тайны, заявив в открытой части встречи с посланником президента России, что
- Китайско-российские отношения выдержали испытание международными перипетиями.
- Он надеется, что в российско-украинском кризисе стороны сохранят рациональность, сдержанность и проведут всеобъемлющий диалог.
- Китай готов идти на сближение с Россией ради более справедливого глобального управления.
Сближение с Россией – уже более чем важный и совершенно прозрачный сигнал. В том "диалоге", который идёт между Россией и Западом, Китай свою сторону выбрал и менять её не собирается. Фактически сегодня прозвучало обещание поддерживать Россию в СВО и за рамками СВО.
В этой связи источники Царьграда, близкие к структурам принятия решений в Москве, рекомендуют сдержанно оценивать происходящее в Пекине. По их мнению, сейчас логично выглядит вопрос (причём ответ на этот вопрос есть, видимо, только на уровне Си и Путина), как скоро будет подготовлена какая-то очень важная и очень конкретная договорённость с Китаем.
Причём такая, чтобы Китай мог использовать эту договорённость как жест неудовольствия в адрес США. Вряд ли речь может идти о поставках оружия или о каких-то радикальных мерах военного сотрудничества.
Скорее, можно предположить, что в ближайшее время мы услышим о сближении сторон в деле развития Северного морского пути – тема этого торгового пути очень важна для Китая и России и очень болезненна для Запада. Совершенно не исключено также соглашение о поставках в Россию поперек санкций или в обход санкций процессоров последнего поколения. Или даже оборудования для их производства на месте.
Что с того?
Запад очень любит заявлять, что Россия благодаря его усилиям находится в изоляции. Визит Дмитрия Медведева в Пекин и переговоры с Си Цзиньпином лишний раз подтверждают, что говорить об изоляции в ситуации, когда на планете больше одного серьёзного центра силы просто глупо. У России есть партнёры, которые заинтересованы в ней больше, чем в том, чтобы избежать конфронтации с США. Тем более что США всё делают, чтобы эту конфронтацию приблизить. Другое дело, что рассматривать Китай как союзника, который ради наших интересов в лепёшку расшибётся – себе дороже выйдет. Большая панда выглядит о ведёт себя очень дружелюбно – но действует исключительно к собственной выгоде. В самом лучшем случае эта выгода будет взаимной.