«Ограбление по-молдавски»: президент ПМР о том, как Кишинев много обещал и ничего не выполнил

Когда в Кишиневе говорят о том, что якобы давно надо поставить приднестровский бизнес в равные условия с молдавским, мол у нас какие-то преференции, это говорит либо об обмане Молдовой своих граждан, либо просто молдавские граждане не обладают той информацией, которая есть на самом деле. По большому счету, так складывается, что, когда Молдавия нарушает наши права, права приднестровских граждан, она нарушает свои основополагающие документы – Декларацию о независимости, Конституцию, иные законы.
Приднестровский бизнес получил первый удар в июне 2019 года еще до выборов Президента РМ, который сейчас находится у власти: Молдавия в нарушение всех норм права, в том числе и европейских, закрыла приднестровским предприятиям счета в банках, в коммерческих в том числе. Объяснить почему они толком не могли. При этом мы проводили переговоры, неоднократно встречались, просили простой вещи: дайте нам алгоритм, чтобы зарегистрировать счет в банке, какие документы предоставить, каким нормам соответствовать. Пообещали – не сделали.
Европейцы в 2015-2016 годах предоставили нам возможность торговать с ЕС по формуле DCFTA. Но при этом они потребовали, чтобы наши предприятия были зарегистрированы в Молдавии и, соответственно, имели там банковские счета в целях открытости, легитимности, прозрачности и контроля. Но Молдавия закрыла все счета нашим основным предприятиям. Мы тогда списки возили, говорили, объясняли – ноль. Опять же простой вопрос: дайте алгоритм – что надо? Не дают. Вот так прошел 2019 год.
Позиция европейцев – я говорю: «Господа, вы нам дали право торговать, вам большое спасибо, вы этим гордитесь, так заставьте молдавскую сторону обеспечить условия DCFTA, мы же не можем». В результате Молдавия фактически вышла из переговоров и разрушила механизм «5+2». Это был октябрь-ноябрь 2019 года. Переговорщиком был господин Василий Шова. Он разрушил формат «5+2». Кто за этим стоял? Я не знаю. Но он персонально несет ответственность за это. Почему молдавской стороне не нужен был формат «5+2»? Все эти вопросы, в том числе экономики, были в повестке данного формата и там рассматривались. Молдавии там надо было что-то объяснять, но это трудно, когда нет аргументов.
Пандемия – сложнейшее время для всего человечества. Конечно, были проблемы и у нас. И мы решали их своими силами. Людям надо было лечиться, нужны были медикаменты, надо было оборудование, специальная защита. В тот момент, на первоначальном этапе, Украина перекрыла границу, была открыта украинско-молдавская граница только в Паланке. Все наши поставщики медоборудования, защиты и медикаментов простаивали на молдавской территории до двух месяцев. Я когда это говорил Красному Кресту, ВОЗ, политикам, они не совсем в это верили. Украина пропускала, спасибо ей, все наши медицинские грузы пропускала, а Молдавия без всяких оснований держала по два месяца.
Следующий шаг – это блокировка экспорта наших предприятий – август прошлого года. Три предприятия: «Электромаш», «Молдавизолит», бендерский завод «Потенциал». Порядка 1300 рабочих трудятся на данных предприятиях. Молдавия, основываясь на постановлении правительства № 606 от 15 мая 2002 года «О национальной системе контроля экспорта, реэкспорта, импорта, транзита стратегических товаров Республики Молдова», признала продукцию данных предприятий товарами двойного назначения. А если данные товары – двойного назначения, то должна собираться комиссия и давать разрешение. Но в этом постановлении продукции наших предприятий нет. Руководители, ссылаясь на нормативный акт, говорят, что условный электродвигатель – товар двойного назначения, но этой продукции нет в перечне. При этом в марте комиссия не собиралась, в феврале собиралась, но ничем заседание не закончилось. В результате наши предприятия, которые выпускают абсолютно мирную продукции, не могут ее экспортировать как в страны ЕС, так и в страны СНГ. Где же равные возможности?
Я понимаю, у Молдавии голова не болит об этом, у них таких предприятий нет. Они все упустили, все наследство, оставшееся от Советского Союза, они похоронили. У них нет таких промышленных гигантов, как у нас. Мы-то сохранили, мы занимаемся. Тут желание нам сделать больно, желание обрушить предприятия, желание оставить людей без работы. Но люди видят все и делают выводы.
Такая товарная позиция, как электродвигатели, нигде в мире не является товаром двойного назначения. Молдавия, как обычно, впереди планеты всей – и законом о сепаратизме, нигде такого нет, и двигатель признают товаром двойного назначения. Но умысел только один – блокировка предприятий. Свои функции они не выполняют, свое законодательство нарушают, комиссии не создают. Они просто издеваются и разрушают нашу предпринимательскую активность, разрушают нашу промышленность. Это факт.
Введенные с начала января текущего года пошлины, так называемое двойное налогообложение. Где же равные возможности, господа европейцы? Это что, по-европейски? По-европейски – останавливать заводы, по-европейски – отказывать нам в регистрации счетов в банках, по-европейски – вводить двойные налоги?
Молдавия не платит ни пенсии, ни зарплаты, ни иные социальные выплаты приднестровцам. Платит только приднестровский бюджет. Мы обеспечиваем наших людей. Здесь, на минуточку, проживает полмиллиона граждан, и мы всех обеспечиваем. И эти полмиллиона видят результаты вашей деятельности. Видят те, кто нуждается в медицинской помощи. До сих пор не решен вопрос по поставке рентген-оборудования в Приднестровье. И какие отговорки? Им не нравится, что больница называется «республиканская». Хорошо, а тогда в чем причина отказа санаторию «Днестр» в Каменке? Как можно издеваться над приднестровским народом? Они агрессоры, реально агрессоры против нашей экономики. Как можно договариваться?
Нюанс в том, что между Молдавией и Приднестровьем подписан целый ряд документов. Они касаются и экономической деятельности. К примеру, Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности от 5 июля 1995 года, которым стороны обязуются не оказывать политическое, экономическое или иные формы давления друг на друга, полностью нарушено. Протокольное решение по разрешению возникающих проблем деятельности таможенных служб Молдовы и Приднестровья от 7 февраля 1996 года, не исполняется. Один из самых главных документов – это Московский Меморандум от 7 мая 1997 года, который зафиксировал право Приднестровья самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической области полностью нарушается. Кроме того, нарушаются базовые положения Берлинского протокола 2-3 июня 2016 года формата «5+2», который тоже определял свободу экономической деятельности. Нарушаются и иные международные договоры как мирового, так и европейского масштаба, что касается свободной экономической деятельности. Я уже говорил, что европейцам, конечно, спасибо. Молодцы, дали нам возможность торговать с Европой. Но потребуйте у Молдовы элементарного исполнения для обеспечения данной деятельности.
Товары из Европы либо из СНГ не облагаются пошлинами. Да, они не облагаются пошлинами, если есть сертификат Евро-1, либо СТ-1, то есть европейский либо стран СНГ. Но есть маленький нюанс: данный сертификат могут оформить те предприятия, у которых есть счет в молдавском банке. А счетов-то нет. И потому наши предприниматели платят пошлины за все европейские товары и за те товары, которые поступают из стран СНГ. Это нормально? Это по-европейски? Это демократично? Однозначно, все последующие встречи я буду требовать ответов на данные вопросы. Почему 500 тысяч жителей Приднестровья никому не интересны? Так нельзя, это географически центр Европы, прошу заметить. Здесь живут такие же люди, они так же ходят в школу, детский сад, учат детей, лечат людей, получают пенсии и пособия, зарплаты и т.д., нуждаются в элементарном медикаменте и продукте питания.
Отчаиваться, конечно, нельзя. Надо требовать, надо доказывать, аргументированно доказывать. В любом случае какие-то процессы идут, и на любой площадке это надо все доводить до сведения и надеяться на здравый смысл, других вариантов нет. Надеяться надо на себя в части продолжения переговорного процесса. Во всяком случае мы никогда ниоткуда не выходили и всегда настроены на продолжение диалога.