Осень лжепатриарха: 90-летний самозванец Филарет (Денисенко) активизировал антицерковную деятельность
В связи с проведением Объединительного собора и избранием предстоятелем Украинской православной церкви митрополита Епифания благословляется за богослужением поминать: "Святейшего Филарета, патриарха Киевского и всея Руси-Украины"; "Блаженнейшего Епифания, митрополита Киевского и всея Украины" и правящего архиерея...
Накануне своего 90-летия лжепатриарх Филарет (Денисенко) дал понять, что ни на какой «покой» он не удалился, а озвученное месяцем ранее объявление его «почётно действующим духовным наставником» — лишь тактический ход. Именно это следует из растиражированного накануне «розпорядження» престарелого персонажа, давно анафематствованного в Русской Православной Церкви, но по-прежнему регулярно рядящегося в белый куколь Московских (!) Патриархов и совершающего актёрские действия, напоминающие патриаршие богослужения.
Да, в декабре прошлого года, в преддверии предоставления объединённым псевдоправославным укронационалистическим сектам «томоса об автокефалии», турецкоподданному патриарху Варфоломею и всему Фанару нужно было показать, что грамота выдаётся не тотально дискредитировавшему себя раскольнику и анафеме (пусть даже и «реабилитированном» решением «Константинопольского» первоиерарха), а новой структуре с новым лидером. Именно поэтому после долгих споров и согласований накануне раскольничьего «Объединительного собора» лжепатриарх Филарет сделал вид, что распустил свою секту «Киевский патриархат» и даже отказался участвовать в выборах нового «предстоятеля».
Более того, тогда, 15 декабря 2018 года, наступив на горло собственной песне, Денисенко явился на лжесобор не в столь полюбившемся ему белом куколе, а в простой скуфье (по которой было невозможно определить, кто это: лжеархиепископ, лжемитрополит или «целый» лжепатриарх). Но что стояло за этим? Как быстро денисенковские амбиции вновь раскрылись? И, наконец, чем в итоге на сегодняшний день стала структура, поименованная в пресловутом укротомосе неблагозвучной аббревиатурой «СЦУ»? Предлагаю разобраться.
«Он вышел от нас, но не был нашим»
Телеканал «Царьград» в своих программах, сюжетах и статьях уже неоднократно обращался к личности многолетнего лидера секты «Киевской патриархат», когда-то едва не ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Тогда, в 1990-м, будущий раскольник и анафема, а на тот момент митрополит Киевский и Галицкий Филарет не только ни разу не продемонстрировал свой «украинским патриотизм», но, напротив, активно выступал за единство Церкви и обличал униатов и укроавтокефалистов. В надежде, что после кончины приснопамятного Патриарха Пимена именно он возглавит Русскую Православную Церковь.
Денисенковские надежды рухнули, как только советское руководство и спецслужбы отказалось директивно поддерживать митрополита Филарета. Надежд на честные выборы у него не было ни малейших. В Русской Церкви прекрасно знали, что Киевский митрополит отличается не только скверным нравом и наполеоновскими замашками, но и нарушением монашеских обетов (слухи о том, что Денисенко тайно женат, ходили давно, но «мусор» не выносили из «избы»). Позднее, в июне 1992-го, когда раскольническая деятельность бывшего митрополита уже активно развернулась, в соборном постановлении о лишении его сана Денисенко припомнили и это (хотя и не прямым текстом):
«Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире, за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)».
Именно между июнем 1990 года, когда митрополит Филарет стал лишь третьим в ходе тайного голосования на выборах Патриарха Московского и всея Руси, и июнем 1992-го, когда этот персонаж стал бывшим клириком, произошло немало политических и церковно-политических событий. Главным из которых стала «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века» — крушение единой державы, одним из осколков которой стала Юго-Западная Русь, именуемая «Украиной». И именно это позволило уязвлённому в своих патриарших амбициях Денисенко сделать первый шаг к разрушению Русской Церкви, провозгласив (вместе с первым президентом Украины, бывшим членом ЦК КПСС Леонидом Кравчуком) лозунг: «Самостийной державе — самостийную церкву».
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши...
Эти слова Священного Писания Нового Завета — Первого Соборного послания святого апостола Иоанна Богослова — наилучшим образом отражают ситуацию с бывшим митрополитом Филаретом. Это было не превращение Павла в Савла, не деградация некогда достойного архипастыря, но полное раскрытие нового иуды. Когда-то Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) сделал невольную ошибку, открыв 20-летнему Денисенко путь к церковной карьере. В чём заключался Божий Промысл, можно только догадываться, но факт остаётся фактом: один из бывших лидеров православно-монархического Союза Русского Народа приложил руку к появлению одного из самых главных русофобов конца XX — начала XXI столетий.
Девяносто лет духовного одиночества
Биография Денисенко между 1950-ми и 1990-ми годами не примечательна ничем, кроме уже упомянутых сведений о его порочной для монаха жизни. Обычный советский митрополит, каковых было много. Верный коммунистическим властям и спецслужбам, он горячо поддерживал любые властные инициативы, включая закрытие храмов. Так, символ Киева, ныне переданную Константинопольскому патриархату, а до того на протяжении более четверти принадлежавшую раскольникам Андреевскую церковь, в 1960-х закрывал тогда ещё молодой митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). По словам свидетелей, он жёстко оборвал попытки протестов со стороны верующих.
Словом, психологический портрет налицо. Охочий до власти и славы карьерист, но вместе с тем неплохой актёр. Говорят, когда-то умел плакать за богослужениями. Позднее зачерствел, но не утратил лжехристианской харизмы, которой столь «не хватало» белого куколя. Наверняка Денисенко прекрасно осознавал, впервые публично надевая его в 1995 году, что к киевским иерархам этот головной убор никогда никакого отношения не имел. Но уж больно хотелось покрасоваться.
Тем паче что его предшественники, в течение 1992-1995 годов стремительно ушедшие с украинской церковно-политической арены лжепатриархи Мстислав (Скрипиник) и Владимир (Романюк), подобные куколи уже примеряли. Причём последний вкупе с титулом «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины» (сам термин «Русь-Украина» ещё в начале XX века активно использовался основателями украинской националистической историографии, в частности революционным историком Михайлой Грушевским).
Вообще, события первой половины 1990-х, когда вчерашний митрополит Московского Патриархата согласился на время подчиниться 94-летнему лжепатриарху секты УАПЦ Мстиславу (в молодости — петлюровский адъютант, в первые годы Второй мировой войны — активный пособник гитлеровцев), тоже показательны. Украинские националисты поначалу активно не принимали бывшего «красного митрополита» (да ещё и уроженца Донбасса), но после того как сначала умер 95-летний лжепатриарх Мстислав (скорее всего, «своей смертью»), а спустя два года при загадочных обстоятельствах (есть версия, что не без участия преемника) ушёл из жизни лжепатриарх Владимир, дорога к лжепатриаршеству для Денисенко оказалась открытой.
С самого начала своего правления сектой «Киевский патриархат» Денисенко прославился скандалами: беспорядки в Киеве при попытке похоронить лжепатриарха Владимира на территории Святой Софии Киевской, попытка захвата Киево-Печерской лавры боевиками запрещённой в России неонацистской организации УНА-УНСО, установление общения с болгарскими и черногорскими раскольниками. И постоянная, методичная борьба против канонической Украинской Православной Церкви, сопряжённая с выстраиванием собственной псевдоцерковной структуры на основе активного сотрудничества с националистами всех мастей, а также «западными партнёрами» (многократные вояжи Денисенко за океан широко известны).
«СЦУ» = «Киевский патриархат» = «Украинская православная церковь»?
В итоге именно на структуру «Киевского патриархата» Запад поставил как на основной таран против канонического Православия на Украине. Хотя ещё в сентябре 2018 года ведущий эксперт в украинском церковном вопросе, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко в интервью Телеканалу «Царьград» сомневался, что Константинопольский патриархат легализует эту секту, продолжая надеяться на остатки здравого смысла и канонического сознания Фанара:
Исключить возможности предоставления автокефалии филаретовцам сегодня, к сожалению, уже нельзя. Но это не просто наихудший сценарий, но и самый "скользкий" для самого патриарха Варфоломея. Это позволит выдвигать против него встречные обвинения на твёрдом каноническом основании, согласно которому тот, кто вступил в общение с раскольниками, сам становится раскольником.
Однако всё пошло по наихудшему варианту развития событий, и хотя Фанар формально устранил от руководства новосозданной секты «СЦУ» лжепатриарха Филарета, последний активизировался спустя считанные дни после подписания укротомоса. Формально избранный её «предстоятелем» лжемитрополит Епифаний (Думенко) как был, так и остаётся денисенковским ставленником и пешкой. Юридически «Киевский патриархат» не ликвидирован, а «СЦУ» даже не имеет полноценного интернет-сайта.
При этом, объединив при помощи турецкоподданного патриарха Варфоломея укронационалистические секты, а также придав им видимости легализации в виде всё того же укротомоса, Денисенко не планирует далее подчиняться Фанару. Более того, он настаивает на том, чтобы националистические власти Украины активнее действовали в деле передачи «СЦУ» святынь канонической Украинской Православной Церкви (включая знаменитые Киево-Печерскую и Почаевскую лавры). Причём претендуя не только на православные храмы и монастыри, но и на имя истинной Церкви (при том, что в укротомосе его секта именуется исключительно как «СЦУ», а украинские СМИ и даже представители власти чаще употребляют аббревиатуру «ПЦУ»). Так, буквально сегодня, 21 января 2019 года, лжепатриарх Филарет заявил:
Сейчас распространяют неверное название "ПЦУ" — Православная церковь Украины. Правильно — Украинская православная церковь. Мы же не говорим "Православная церковь России" или "Православная церковь Болгарии". Это необходимо исправить.
Сложно сказать, осознаёт ли гражданин Украины по фамилии Денисенко, что уже совсем скоро предстанет не перед международным трибуналом, но перед Высшим судом. Верует ли вообще в то, что загробная жизнь существует. Куда очевиднее, что в своей деятельности он уподобляется циничным светским политикам, пытаясь предоставить собственной политической силе — секте «Киевский патриархат» — максимум власти, максимум ресурсов и максимально возможное устранение «конкурентов».
Очевидно, лжемитрополит Епифаний — «не боец», а потому всю чёрную работу за него сейчас делает сам Денисенко. «Внучек, подвинься!» — вот как выглядит сейчас управление новосозданной сектой. И «внучек» послушно отходит на второй план. А кавалер советских орденов Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, подобно бульдозеру, сметает всё на пути своей псевдоправославной «коза ностры». Однако сколько бы лошадиных сил ни было под капотом этого «бульдозера», всё-таки не стоит забывать об элементарной христианской истине, прекрасно изложенной в поэтических строках Михаила Лермонтова:
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Но очень хотелось бы, чтобы суд над теми, кто принёс столько горя многострадальной Юго-Западной Руси и её Церкви, свершился и на нашей грешной Земле. Хотя даже ради того, чтобы лжепатриарх Филарет дожил до этого суда, язык не поворачивается провозгласить в преддверии его 90-летия «многая лета». А только пожелать вразумления и покаяния. Ведь надежда умирает последней.