От Сунгиря до Юрия Гагарин. Через историю Суздаля он пишет историю России
Александр Ерашов родился далеко в Сибири, в городе Ермак. Последующие годы прошли в Казахстане (и не только), но о Суздале Саша мечтал с 12-летнего возраста, то есть с 1984 года.
В 2013 мечта сбылась, восьмой год художник живет и творит в древнем городе и счастлив. Он не одинок, у него есть жена-красавица Василина, дочь Екатерина и сын Лев, а еще «самый младшенький» – общительный собакен-такса. Однако речь пойдет все-таки о картинах. Они заслуживают внимания, о чем свидетельствуют выставки не только в России, но и в очень дальнем зарубежье. Например, пять выставок с успехом прошли в Лондоне.
Уже не первый год новообращенный суздалец пишет серию графических работ об истории Суздаля. От Сунгиря и до Юрия Гагарина (который тут бывал). Написано уже 50 картин, в перспективе еще, по крайней мере, два десятка.
- Александр, откуда взялась такая идея?
- Тщеславие никто не отменял, - улыбается Ерашов. - Любой художник хочет создать что-то такое, чего еще никто не создавал. Вспомним Дюрера: он взял и проиллюстрировал библейский Апокалипсис. А у меня – история Суздаля. Вдумайся в суть проекта: история одного города, написанная одной рукой! Теперь по-серьезному. История Суздаля – это история всей России. И наоборот. Мне и как художнику, и как гражданину-патриоту хотелось это показать: Суздаль – это Александр Невский, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван Грозный, Юрий Долгорукий, Петр Первый и многие-многие другие. До 18 века сложно найти русский летописный исторический документ, где не был бы упомянут этот славный город.
- Сколько в среднем уходит времени на написание одной графической картины?
- Не так уж много, примерно месяц. Сложнее сложить в голове будущую картину, должна же быть идея.
- Перед началом написания ты ведь что-то планировал?
- Да, тогда уже начали говорить о грядущем праздновании 1000-летия города, а такая серия, аналогов которой не было и не будет – как раз. Это же продукт? Да. Хороший? Сейчас этот вопрос лично тебе.
- Шикарный. Ну и как? Что говорит градоначальство? Ты ведь общался с чиновничеством, я знаю. Может быть, с кем-то еще говорил и показывал суздальскую пока не законченную серию…
- Да городскому руководству не до этого. Там в голове асфальт с тротуарной плиткой. Их можно понять: там, где плитка – нет места графической истории Суздаля и России через его «призму». Общался с представителями бизнеса. Но это не их тема, не их «война». Они замечательные люди, но уже чересчур западные, замаринованные их образом жизни, их культурой, увы. Мне бы хотелось, чтобы в России работала «мягкая сила». Немцы с ней умеют работать: у них везде институты Гете, изучай немецкий язык, достигнешь хороших успехов – поедешь в Германию на стажировку и так далее. Американцы тоже умеют использовать мягкую силу – это и макдоналдсы, и микимаусы, и так далее. Мы тут явно проигрываем.
- Но у тебя есть хороший опыт применения мягкой силы в Словакии, или ошибаюсь?
- Да, есть. Обратились ко мне дипломаты наши: давай, мол, попробуем. И вот 30 работ из суздальской серии уехали в Словакию. Я не поехал. Сотрудники нашего дипкорпуса в Словакии всем занимались. И возле моих картин суздальско-российской серии даже уроки истории проводили, и там был ажиотаж. И у словаков засело в головах, что русские и впрямь совершенно не страшные люди. У меня в архиве есть письмо от нашего посла Словакии в России. Благодарит за укрепление дружеских отношений между странами/народами. То есть я захотел применить там мягкую силу с использованием своих работ, мне помогли, и получилось, сработало. Но в Словакии был мощный административный ресурс, сотрудники посольства и площадь под выставку нашли, и так далее. В Суздале административного ресурса у меня нет.
- Александр, теперь расскажи о картинах как таковых. Изображения каких-то исторических персон до наших дней дошли, а каких-то – не дошли. А в твоем альбоме они есть. Откуда?
- Сейчас отвечу, но прежде обрати внимание вот на углы многих работ. Каждой эпохе соответствуют, например, свои монеты. Это мои личные нумизматическая и геральдическая темы. Детальнейшая прорисовка и элементов мундиров того же, например, суздальского ополчения. Теперь о лицах тех или иных персонажей истории государства. Вот Ярослав Мудрый, существует реконструкция его лица в исполнении Герасимова, то есть, и у меня присутствует достоверное изображение лица Мудрого. Но чью-то внешность мне пришлось попросту придумать – Мономаха и Долгорукого хотя бы. Или – срисовать с реально ныне живущего человека.
- Например?
- Ну вот в «роли» святой Ефросиньи (Она была настоятельницей Ризоположенского монастыря.-Авт.) моя красивая землячка. А с рисованием Батыя, достоверного изображения которого тоже нет, вообще проблема была: рисую-рисую – китаец выходит, снова рисую-рисую, но, *ука, снова китаец! Тогда решил в качестве Батыя нарисовать реального казаха-степняка Ризабека. Ох и колоритный мужик! У меня была его фотография, по ней и нарисовал. Ему очень понравилось.
- Секунду, Александр, вот работа «Суздаль-Сибирь». Где связь?
- Я родился в городе Ермаке. Ермак – личность легендарная! И никто достоверно не знает, где он родился, все тянут одеяло на себя. Но! Те земли, откуда началось заселение Сибири, были населены суздальцами. Это не стопроцентно достоверно, но сейчас не у кого спросить.
У Александра Ерашова среди задумок – изобразить всех Суздальских Святых. Их четырнадцать. Но это дело будущего, пока нужно как-то логично завершить эпопею с иллюстрированной историей Суздаля/России.
Уважаемые читатели, присоединяйтесь к нам в соцсети ВКонтакте. Если вам есть чем поделиться с редакцией «Царьград Владимир/Иваново», присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту vladimir@tsargrad.tv