Петербург в коронавирусной блокаде: Власти грозят запретом Рождественских богослужений
Пренеприятнейшее чувство дежавю. Будто вновь оказался в конце марта 2020-го, когда региональные власти, перепуганные новой коронавирусной инфекцией, исходя из принципа "лучше перебдеть, чем недобдеть", принимали решения, прямо противоречащие конституционным нормам. В итоге, как мы прекрасно помним, больше всего от этих действий пострадали отнюдь не ночные клубы, салоны красоты, торговые центры и абортарии, а... храмы и монастыри Русской Православной Церкви. Да-да, той самой Церкви, которая у нас "отделена от государства", однако когда властям этого очень хочется, то получается, что как бы "не совсем отделена".
"Бывший православный губернатор"?
Напомню, 26 марта губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов первым проторил дорожку Роспотребнадзору и прочим госчиновникам, среди которых московский мэр Сергей Собянин оказался одним из наиболее "резвых", в деле закрытия православных святынь для доступа молящихся. Так, подписанным в тот день Постановлением №161 Беглов запретил "посещение физическими лицами объектов (территорий) религиозных организаций, за исключением служителей и религиозного персонала указанных религиозных организаций". На тот момент ещё ни один из регионов не предпринял таких драконовских мер в отношении Церкви, но очень быстро и прочие губернаторы, а также мэр Собянин подтянулись за Бегловым.
Увы, в те мартовские дни практически никто из общественных деятелей публично не вступился за Церковь, и только учредитель телеканала Царьград Константин Малофеев, прекрасно знающий Александра Беглова лично, смело обличил его действия. Действия, которые вслед за "закрытием вопроса" с Исаакиевским собором полностью лишили петербургского градоначальника былого образа "православного губернатора", которым, есть подозрение, Александр Дмитриевич давно тяготился. А потому эпитеты Константина Малофеева отнюдь не столь суровы, как может показаться на первый взгляд:
Вот Ленин этак сто назад. Он тоже был настоящий политик. Не поспоришь же? Он тоже, руководствуясь заботой о людях в ситуации не пандемии, но голода, пошёл ещё дальше. И не просто закрыл – разграбил храмы. Знаменитая записка о борьбе с черносотенным духовенством... Помню, как Вы лично говорили мне, что, работая полпредом, всегда привлекали внимание местных властей к нуждам Церкви. "Трапезничали" всегда с владыками, чтобы губернаторы понимали сигнал о Ваших приоритетах. Так что же произошло? Хоть важный богословский вопрос ставь. Чудо Преображения из Павла в Савла. По дороге из Москвы в Санкт-Петербург, город трёх революций.
В итоге эти горькие, но справедливые слова Константина Малофеева можно было отнести к большинству глав регионов, лишь единицы среди которых не решились лишить православных христиан возможности соборной молитвы в Праздник праздников и Торжество торжеств – день Светлого Христова Воскресения, Пасху Господню, которая навсегда войдёт в церковную историю как "Пасха без прихожан". Но тогда Русская Церковь не решилась выступить против государства, а потому и Святейший Патриарх Кирилл, и правящие архиереи на местах, что называется, "приняли решение принять" антиконституционные указания региональных властей и представителей Роспотребнадзора.
На этот раз тот же Александр Беглов в ужесточении ограничительных мер вновь оказался впереди планеты всей. Причём случилось это после многотысячного концерта рэпера Басты в Ледовом дворце Санкт-Петербурга. Концерт, прошедший в нарушение всех санитарно-эпидемилогических норм, очень напоминает поджог Рейхстага в 1933 году. Нет-нет, конечно же, я не сравниваю действия властей Северной столицы с немецкими властями тех страшных лет. Но о том, халатность это или провокация, уже несколько дней рассуждают многие.
Вице-губернатор Елин: "Церковь, закрой церкви!"
Что самое циничное в этой истории, на этот раз власти Северной столицы планируют закрыть церкви руками самой... Церкви. Вот, как сегодня, 3 декабря 2020 года, прокомментировал ужесточение ограничительных мер вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин:
Оно (постановление губернатора Беглова от 2 декабря об ужесточении ограничений. – Ред.) касается всех служб, но, как правило, Церковь выпускает свои постановления. До сих пор они совпадали с решениями гражданских властей, поэтому мы, конечно, такие решения от Церкви ожидаем.
Вчитайтесь. Чиновники пытаются оправдать свои антицерковные действия... благословением священноначалия самой Русской Православной Церкви. Притом что Церковь раньше всех светских властей приняла поистине беспрецедентные санитарно-эпидемиологические меры во всех наших храмах и монастырях. И многие православные общественные деятели, резонно задаются вопросом: что это – глупость, предательство или откровенное вредительство? Вот как об этом сегодня в эфире Первого канала высказался Константин Малофеев:
Иначе поведение наших чиновников, как вредительством, назвать нельзя. Потому что то, что происходит, – это сознательное введение населения в депрессию. Для чего нужно отменять праздники?.. Когда ты за месяц до праздника начинаешь говорить не о празднике, а о том, что мы вам отменим праздник и не смейте его праздновать, ты, безусловно, занимаешься тем, чтобы людей вгонять в депрессию.
Действительно, сложно сказать, насколько в реальности предпринятые ограничительные меры препятствуют борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Но то, что они совершенно точно вгоняют миллионы людей в социальную депрессию, факт. А для верующих "депрессия" равно "уныние", что есть один из самых страшных грехов. А тот, кто вгоняет другого в грех, прегрешает ещё больше. Другое дело, много ли верующих среди высоких государственных чинов? Увы, 2020 год ответил на этот вопрос с изрядной долей пессимизма.
Что же касается попыток запретить верующим посетить в Рождественскую ночь православные храмы, то хочется напомнить, что ещё в марте Правовое управление Московской Патриархии выпустило официальный комментарий на первое подобное постановление правительства Санкт-Петербурга. В этом комментарии было чётко отмечено, что власти Северной столицы этим своим решением нарушают элементарные конституционные нормы о свободе совести и вероисповедания:
В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, включая право индивидуально или совместно с другими совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии... Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только Федеральным законом... Иные акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса федерального закона.
В принципе, можно было бы понять светские власти той же Северной столицы, если бы они призвали церковное руководство ограничить доступ в храмы людей. В частности, допуская на соборные богослужения только молящихся со справками. Конечно, это тоже было бы сюрреалистично и беззаконно, но хотя бы логично. А так, получается, что сотни тысяч уже переболевших COVID-19 православных христиан подвергаются такой же дискриминации.
Впрочем, священноначалие Санкт-Петербургской епархии пока никак не прокомментировало действия губернатора Беглова и его заместителя Елина. И не стало отменять или как-то ограничивать завтрашние богослужения праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Праздника, столь символично показывающего значимость именно храмовой молитвы. И хочется надеяться, что верующие при соблюдении всех введённых Церковью санитарно-эпидемиологических предписаний и завтра, и в Рождественскую ночь смогут принять участие в соборных богослужениях.